Техника - молодёжи 1995-01, страница 67

Техника - молодёжи 1995-01, страница 67

К 3-й СТР. ОБЛОЖКИ

-и=г И ТРУБКА МИРА И ТОМАГАВК ВОИНЫ

Лук возьми свой, Гайавата, Острых стрел возьми с собою Томагаук, Поггэвогон... Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате

Образ индейца североамериканских Великих равнин и Восточных лесов неизменно связан с томагавком. Что же это за экзотическое оружие"? Кроме лука со стрелами, копья, ножа и щита, вооружение индеиского воина составляла и боевая дубинка. Слово "томагавк" происходит из индейских языков, и первоначально обозначало именно такую палицу. Правда, у различных племен она именовалась и как "ва-чунх-пи", "там-ча-пах-нам-пи", "поггамогган", "там маги к", "тамахаак', "томагаук"...

Самый древний и примитивный томагавк представлял из себя обыкновенную дубину, которую изготовляли из дерева, например, молодой березы. Ствол служил рукояткой, а утолщение с заостренными основаниями корней — ударной частью (1). Более совершенный и удобный вариант состоял из круглой (2) или плоской (3) рукоятки с шарообразным навершием, куда иногда-вставляли каменный (2) или металлический наконечник. Такие палицы застали еще первые поселенцы из Европы в XVII веке, но они сохранились у индейцев и пользовалось равными правами с более поздними дубинками-прикладами и классическим томагавком-топориком до конца XIX века. Правда, в отличие от своих утилитарных древних собратьев палицы XVIII — XIX вв. отличались богатой отделкой — это медные гвозди-заклепки, резьба, инкрустация перламутром, подвески из перьев, волос и т.д.

Иногда дубинка принимала весьма причудливую форму (4), что было результатом фантазии изготовителя или диктовалось традициями различных военных обществ, которые у степных индейцев (сиу, ассинибойны, кроу, чейен-ны и др.) являлись самостоятельными боевыми единицами и имели особую атрибутику. По ее внешнему виду можно было определить как племя, так и принадлежность к какому-либо из обществ. Например, общество "Уток" у ассинибойнов своей регалией имело метровую плоскую дубинку с рукоятью — круглым набалдашником. Она была вся выкрашена в желтый цвет и обахромле-на перьями. "Черные Солдаты" у кайна — такую же дубинку со скошенной верхней частью, где крепилось одно орлиное перо. "Копья" у арапахо — уже напоминающую бейсбольную биту, и т.д. Кстати, военные общества у некоторых племен так и назывались — "Боевые Дубинки" или "Томагавки".

С появлением у индейцев огнестрельного оружия они стали изготовлять дубинки, очертаниями повторявшие ружейный приклад (5). Причиной тому, кроме эстетическо-устрашающих соображений, очевидно, послужил и экономический фактор: кремневое ружье после выстрела зачастую приходилось ис

пользовать в рукопашном бою как простую дубинку, из-за того, что не всегда находилось время на его перезарядку. А это, естественно, обходилось накладно, ибо ружье от ударов нередко страдало, приобрести же другое индеец не всегда имел возможность из-за фантастических цен, за которые европейцы предлагали свой товар. Так, в XVII веке за кремневое ружье краснокожий отдавал кипу мехов высотой с это ружье. И хотя в XIX веке оно стало более доступным (например, в 1830-х гг. кремневое ружье плюс 100 пуль, 2 запасных кремня и порох стоили "всего" 20 бобровых шкурок), дубинки-приклады по-прежнему пользовались популярностью среди индейцев. Иногда их декорировали и утяжеляли гвоздями с большими выпуклыми шляпками (5, 6). И поистине грозный вид придавали им укрепленные в ударной части лезвия ножей (7) или наконечник копья (6). Такое оружие возможно было применять и как метательное.

Другой вид палиц — это камень (чаще напоминающий яйцо, заостренное с обоих концов), прикрепленный с помощью петли из сыромятной кожи к деревянной рукоятке, также обтянутой кожей (8). Иногда вместо него применялись рога бизона (9). Такое оружие было распространено у кочевых индеицев Северных равнин (сиу, ассинибойны, черноногие и др.). Часто оно богато украшалось бисером, орлиными перьями, скальповыми прядями и служило церемониальным атрибутом при исполнении военных танцев, утратив свое первоначальное предназначение.

Еще одним вариантом каменной палицы был шар, целиком обернутый кожей, которой обтягивалась и деревянная рукоятка, с таким расчетом, чтобы он не был намертво прикреплен к древку (10). По принципу действия это напоминало кистень. Подобные палицы наиболее характерны для апачей. Существовала версия и без деревянной рукоятки (11).

Но все виды дубинок, в конце концов, потеснил томагавк-топорик (12 — 19), выпуск которого наладили сами европейцы. Они предлагали изделия самых различных форм и размеров, изготовленные из стали или бронзы, как с рукоятками, так и без. Индейцы охотно покупали это оружие; различные его виды были распространены у всех племен от Новой Англии до Скалистых гор. Основных типов томагавков существовало три: английский — как типичный топор (12, 13, 15, 16, 18), французский, напоминающий лепесток (14, 19), и испанский — своего рода уменьшенная алебарда (17). Отделка, форма и длина рукояток имели бесконечное множество вариантов, что диктовалось традициями и модой. Например, рукоятки покрывались резьбой (14) и инкрустацией металлом (17), бисерной вышивкой (15) и сукном (13), мехом (18) и гвоздями-заклепками (16). Лезвия зачастую отделывали гравировкой (12, 14) или покры

вали краской (15). Главным же достоинством томагавка-топорика была универсальность — его одинаково удобно было использовать и в ближнем бою, и на расстоянии; по крайней мере, индейцы научились метать его с необычайной ловкостью. Они точно поражали цель как с нескольких метров, так и с нескольких десятков метров. А главное — большинство этих томагавков служили одновременно и курительной трубкой. Табак набивался в металлическую чашечку, расположенную с противоположной стороны лезвия, а мундштуком становилась рукоятка, внутри которой проходило отверстие, соединявшееся с чашечкой (19). Такие рукоятки с отверстием изготовляли и европейцы в своих мастерских, и индейцы, используя породы дерева с мягкой сердцевиной. Диаметр и длина древка для метательных томагавков подгонялись, исходя из индивидуальных требований.

Поскольку трубка являлась с давних пор наиболее священным атрибутом индейцев, то и томагавк-трубка, кроме оружия, имел культовое значение. Часто он был столь богато украшен, что превращался в сугубо ритуальный атрибут, причем символизирующий одновременно два противоположных понятия: как боевой топор — войну и как трубка — мир. Больше того, во второй половине XIX века индеицы стали изготовлять собственно курительные трубки из традиционного материала — красного камня "катлинит", которые имели форму томагавка-топорика (20,21). Конечно, ими нельзя было пользоваться как оружием, равно как и чисто декоративными или сувенирными поделками из свинца, олова или дерева, которыми торговали, да и сейчас торгуют в "индейских" магазинчиках для заезжих туристов.

Таков многоликий томагавк, и неудивительно, что он, как и головной убор из орлиных перьев, стал неотъемлемой частью индейской культуры вообще и непременным символом индейской военной атрибутики в частности.

Мы видим его на киноэкранах и читаем о нем в романах, и, конечно, знаме-нитье герои произведений Джеймса Фенимора Купера мастерски владели этим видом оружия: "...воин поднялся со своего места, вскрикнул, и в то же мгновение при свете факела сверкнул его маленький блестящий топор, которым он быстро взмахнул над своей головой. Его движение и крик были так неожиданны, что словами уже нельзя было помешать его намерениям. Казалось, будто яркий луч света вдруг сверкнул из его руки, и в тот же момент его пересекла какая-то темная резкая линия. Это гурон метнул свой томагавк, а Магуа отклонил его от цели. Быстрое и ловкое движение вождя не запоздало. Острое оружие перерубило боевое перо на головном уборе Ункаса и прошло через хрупкую стену хижины, как будто оно было пущено какой-нибудь страшной метательной машиной..." ■

ТЕХНИКА-МОЛ ОДЕЖИ

Г95