Юный техник - для умелых рук 1973-04, страница 2

Юный техник - для умелых рук 1973-04, страница 2

Обучавшись ремеслу литья, вы сможете делать самые различные и интересные вещи.

Используют для литья легкоплавкие сплавы олова со свинцом: оюво — 16 в/ч, свинец — 9 в/ч — 181° С; олово — 4 в/ч, свинец — 4 в/ч — 160° С; олово — 6 в/ч, свинец — 16 в/ч — 195° С; олово — 4 в/ч, свинец — 7 в/ч — 220е С.

При добавлении к сплаву висмута и кадмия температура плавления оловянных ставов понижается, а прочность сплавов у величивается: металл Розе (висмут — 8 в/ч, свинец — 5 в/ч, олово — 3 в/ч — 110° С; висмут — 2 в/ч, свинец — 16 в/'ч, олово — 16 в/ч — 110е С), сплав для клише (висмут — 5 в/ч, свинец — 2 в/'ч. олово — 2 в/ч — 150° С), металл Вуда (висмут — 15 в/ч, свинец — 8 в/ч, олово — 4 в/ч и кадмии — 4 в/ч — 70°С).

Прежде чем отлить какое-нибудь изделие, необходимо из гипса или воска изготовить модель, по которой будет производиться отливка. Если в качестве модели взято готовое изделие, но нему делают форму: снимают кошпо.

Форма изготавливается из гипса, замешенного в соотношениях с водой: 100 частей гипса и 70 частей воды (но весу). Гипс всыпается в воду, равномерно распределяясь по всей ее поверхности. Дав гипсу в течение 0,5— I мни. напитаться водой, его энергично размешивают до образования однородной массы в виде густых сливок. Массу выливают в заранее подготовленную картонную или деревянную коробочку, и когда гипс начнет затвердевать, погружают в него рельефный оригинал, смазаипь'й тонким слоем масла. После полного затвердения гипса оригинал вынимают, а форму просушивают, подогревают и выливают в нее металл, заполняя им форму до краев. При раси laaieunn металла в тигле образуется плавающая сверху окалина. Чтобы она не попала в форму, ее снимают лопаткой из плотной породы дерева.

Освоив процесс снятия копий с рельефа, приступайте к снятию копии с объемного оригинала.

На оригинале, если он изготавливался способом литья, даже при отличной его обработке будут заметны места, по которым проходил стык раковин формы.

Как и в предыдущий раз, готовится гипс и наносится на оригинал, или, наоборот, оригинал погружается в гипс до линнн стыка формы. Когда гнпс затвердеет, раковину подрезают острым тонким ножом до линии стыка и высверливают в ией круглые замки (марки), чтобы две половинки формы при вынутом оригинале не смещались одна относительно другой. Чтобы вторая половина формы легко снималась с первой, края формы и замки смазывают раствором жидкой глины или припудривают графитом. Затем заполняют вторую половину. Дав гипсу за-увердеть. верхнюю часть формы снимают, и орнгннал вынимают.

Если форма не раскрывается, между раковинами загоняют деревянный клип или иож, легонько постукивая по нему д'олотком так, чтобы не повредить раковин, а в образовавшуюся щель из

спринцовки заливают воду: теперь раковины легко снимутся. Просушив форму, в ней ножом прорезают отверстие (литник) для вливания металла. Раковины накрепко скрепляют медной проволокой нлн веревкой.

Если оригинал имеет постамент или широкую нижнюю часть, литник делать не надо — металл вливается в срезанное «дне». В этом случае металлическую отливку делают пустотелой. Залив металл в форму и подождав, пока он затвердеет на более холодных стенках формы, излишек металла сливают. Оригиналы бо iee сложных форм отформовывают большим количеством раковин. Поверхность оригинала расчерчивается иа части таким образом, чтобы раковнпы свободно снимались и состаиля шсь. Наложив первую раковину, медной лопаткой заглаживают край, по которому пойдет сочленение со следующей раковиной, и делают по этому краю марки, затем накладывают вторую, третью и т. д. до тех нор, пока раковины не будут наложены на ■сто поверхность оригинала. Края, по которым идет сочленение раковин, смазывают раствором жидкой глины, чтобы они свободно отделялись друг от друга.

Если раковин, составляющих форму, несколько, смежные раковины соединяют вместе, накладывая на них второй слой гипса, образующий раковину больших размеров. Края раковины об

резают па внешнему контуру кускоп, которые она перекрывает.

Так как куски могут сниматься с оригинала лишь каждый в отдельности и в опредетеином для каждого куска направлении, раковина должна быть отделена от них изолирующим слоем.

Когда гипс подсохнет, раковины снимают с первого слоя, начиная с последнего, снимают также и куски формы и вкладывают их в раковины. Литник прорезают в удобном месте, а форму собирают, связав ее мягкой проволокой или веревкой. Если на оригинале есть выдающиеся части, не служащие поддержкой его основной части, их заформовывают отдельно таким образом, чтобы прикрепить их к главной форме после ее изготовления.

Глиняные и пластилиновые оригиналы отформовываются как и металлические, но с большей осторожностью: глина и пластилин могут деформироваться.

Оригиналы со сложной поверхностью, множеством мелких деталей и выдающимися частями отформовываются очень тщательно большим количеством раковин и системой литников, обеспечивающей главный подвод металла в различные места отливки и отвод газов из отливки и формы.

Литники могут быть прорезаны в раковинах и выведены вверх на один уровень. Их можно изготовить из воска, укрепить в нужных местах на оригинале, вывести вверх и заформо-вать. После снятня формы с оригинала восковые литники остаются в форме и вытавляются из нее во время просушки формы. Учтите, что система литников, идущих от оригинала, собирается в главные литники и выводится вверх. Количество отверстий, выходящих вверх наружу, не должно быть меньше двух — в одно отверстие заливается металл, через другое отходят газы. При системе литников, изготовленных из воска, форма может быть использована только один раз, так как в лтннках останется затвердевший металл и форму, не нарушив ее, нельзя будет разобрать. Поэтому, если с одной формы нужно сделать несколько охлавок, литниковую систему прорезают в раковинах, выводя литники наружу вверх, вдоль сочленений раковин. Если то |щниа раковин не позволяет этого, раковины наращивают. Сделав отливку и вынув ее из формы, литинки срезают, а места присоединений их на изделии тщательно заделывают.

Так как оловянные сплавы легко окисляются, поверхность изделия покрывают защитным слоем лака (бесцветным или тонированным). Изделие можно посеребрить. Дтя этого берут хлористое серебро — 3 ч, поваренную соль — 3 ч, отмученный мел — 2 ч и паташ — 6 ч. Полученную массу после тщательного перемешивания втирают куском смоченной кожи или пробки на вычищенное до блеска изделие, затем изделие споласкивают и полируют. Но слой наложенного серебра не отличается большой прочностью. Солее прочные покрытия дает электролитическая ванна. Чтобы окрасить изделие в приятный темно-серый цвет, протрите его слабым раствором соляной кислоты.

Б. РОЗАНОВ

2