Юный техник 1967-08, страница 64If Каслинское наследство В. НОСОВА И очему именно Касли стали центром художественного литья? Десятилетиями доказано, что нигде в мире нет таких идеальных формовочных песков, как в Каслях, — отсюда и несравнимая тонкость работы. Не было и чеканщиков и формовщиков лучше каслинских: Торо-кин М. В., Широков Д. И., Игнатов М. M.f Вихляев А. Н., Аникин П. С. — всемирно известные своими работами умельцы. Поколениями воспитывались в каслинцах наблюдательность, художественное мышление, серьезная влюбленность в дело, привязанность к нелегкой профессии. Как для многих из нас из сказок приходили в наш детский мир Красная шапочка и Серый волк, Иван-царевич и Василиса Прекрасная, так для каслинцев из чугуна рождались реальные люди: насмешливо смотрел Пушкин, вызывал неосознанное беспокойство и жалость Достоевский, покоряли своей смелостью джигиты, удивлял силищей разъяренный зубр. Разнообразен был мир чугунных вещей, оживавших под ловкими руками формовщиков и чеканщиков. Вот косули — животные удивительно грациозные и пугливые. Казалось бы, подходящий материал для этой группы только фарфор. Но вот попробовали каслинцы, еще давно, воплотить в чугуне эту напряженность мускулов, настороженность, легкость, с какой животные «Наше литье, поди-ко, по всему свету на отличку идет. Одним словом, каслинское. В чем тут главная точка была, сказать не умею. Кто говорил — чугун здешний особенный, только, на мой взгляд, чугун — чугуном, й руки — руками. Про это ни в каком деле забывать не след». П. Бажов в любое мгновение исчезнут из поля зрения случайного наблюдателя. И получилось! Несколько поколений эта композиция отливается на заводе. Приходят в литейный цех новые, молодые формовщики и чеканщики, и для них «косули» оказываются своеобразным экзаменом. Совсем не просто в тяжелом чугуне передать трепетность жизни. И эта статуэтка — «Крестьянка с граблями на лошади» — обрела вторую жизнь в Каслях. Всмотритесь, какая пластичность в складках одежды простой женщины — под стать одеянию древнеримской матроны. Как точно найдены в чугуне пропорции лошади и как тонко, реалистично чеканщик отделал детали — гриву, сбрую, пыльную дорогу, по которой устало бредет лошаденка! Или вот еще «Черт». Уж для него лучше чугуна материала и не придумаешь. Но совсем не просто передать в грузном материале полную издевки гримасу нечистого, дьявольскую изворотливость всей его 62 |