Техника - молодёжи 1953-07, страница 30

Техника - молодёжи 1953-07, страница 30

Фотограф обмакивал перо в крайне слабый раствор двухромокислого калия. Кто-нибудь этой бесцветной жидкостью делал надпись на бумаге, даже не на белой, а на желтой. Вода высыхала. Разумеется, никакого видимого следа не оставалось. И вот своим способом цветоделения Буринский получал негатив с явственно видимой надписью!

Он просил друзей положить вечером в не очень сухом помещении на лист белой бумаги папиросу или сигару. Утром ему вручали этот лист. Из лаборатории фотограф-исследователь выносил комбинированный из нескольких пленок негатив, где было заметно место, на котором пролежала ночь папироса. Табак впитывал водяные пары и оставлял на бумаге неуловимый для глаза след. Фотограф обнаруживал этот след!

Двенадцать лет уже вел Евгений Федорович свои исследовательские поиски. Он твердо верил, что его открытие принесет пользу естествознанию, физике, медицине, технике, археологии.

Но где испытать свои силы? О затворнике-фото-графе вспомнили в суде. В 1889 году петербургский суд разбирал запутанное дело об обвинении в подлоге денежного документа. Самые опытные эксперты не могли внести ясность: нужная подпись на документе была залита чернилами. Химия оказалась бессильна: уничтожая пятно, химики уничтожили бы и чернильную подпись под ним.

Пригласили Буринского. Он блестяще применил свой цветоделительный способ. На окончательном фотоотпечатке с документа сквозь поблекшее чернильное пятно ясно проступила подложная подпись. Фотография сказала свое веское и решающее слово: «Да, подсудимый виновен». Так пришло первое признание трудов ученого-фотографа. О торжестве «новой фотографии» писали газеты и журналы.

В том же 1889 году в помещении Петербургского окружного суда была открыта первая судебная фотолаборатория. Чиновники из судейского ведомства поскупились, и Буринскому пришлось оборудовать лабораторию на свои средства» Но начало судебной фотографии было положено.

По ходатайству Русского технического общества Буринский вскоре был награжден премией министерства юстиции, а на Петербургской фотографической выставке его удостоили золотой медали по научному отделу. Исследователь справедливо был назван основоположником судебной научной фотографии.

ВЕСТЬ ИЗ XIV ВЕКА

Буринский не ограничился занятиями в судебной фотолаборатории. Он искал случая расширить применение фотографии незримого к научным исследованиям. И этот день настал.

В Академии наук заинтересовались одной находкой. Еще в 1845 году при рытье подвала в Московском Кремле был найден сосуд с документами, писанными на сыромятной коже. По свинцовым и восковым печатям археологи определили, что письмена относятся к XIV веку, к поре княжения Дмитрия Донского. Кожа была повреждена сыростью, и букв совсем не было заметно. В свое время химик и долго бились над восстановлением текста, но без успеха.

Спустя полвека русские историки снова заингересо-вались этими документами. Химия к тому времени

сделала великие успехи. Ей, наверное, по силам теперь будет справиться с восстановлением письмен. Сыромятные кожи передали в лабораторию выдающегося химика академика Н. Н. Бекетова. Вместе с другими учеными Бекетов испробовал все средства. Напрасно! На коже, по заключению химиков, не осталось следов вещества, которым были писаны грамоты. Восстановить текст оказалось невозможным.

Тогда поручили одному археологу обратиться с запросом в музеи других стран: известны ли какие-

Риг. Ф. Завалом

Из смесителя масса перекачивается насосом через сито и магнитный сепаратор, извлекающий частицы железа, в сборник. Дальше идет обезвоживание массы. Ее пропускают через фильтр-пресс, состоящий из набора рам, переложенных полотном. Вода выжимается через полотно, а масса в виде «коржей» выходит из пресса* Для придания ей однородности по влажности и улучшения ее формовочных свойств, «коржи» проминаются я вакуум-мялке.

После этого масса транспортируется к формовщикам.

Формовка чашки производится на станках-полуавтоматах при помощи шаблона и вращающейся гипсовой формы. Кусок массы с силой бросают в форму так, чтобы масса плотно прилегла к ее дну. При вращении гипсовой формы шаблон отформовывает внутреннюю поверхность будущей чашки. Формовка блюд ц производится аналогичным способом на формовочных станках. Масса для изготовления ручек чашек поступает прямо из сборника. Ручки отливаются в много-гнездовых гипсовых формах.

ультрафиолетовые лучи

инфракрасны е ЛУЧИ

ЧвРИЫИ СвЕТ0ФИЛЬ71»

V.

видимым СПЕКТР

J ФОТОПЛАСТИНКА

Фосфорный \

ЭКРАН -v \

, Этот фотопортрет получен в полной для глаза темно-

> те посредством невидимых инфракрасных лучей. Такие лучи испускаются накаленными телами. Конечно, снй-

| мать портреты в темноте никто не будет. Но фотографирование в инфракрасных лучах применяют, например, для изучения инфракрасной части спектра различных веществ. Однако даже на специально очувствленные , фотопластинки действуют инфракрасные лучи лишь | небольшой длины волны.

По инициативе академика С. И. Вавилова группа его сотрудников и учеников разработала новый способ фо-| тографирования. В фотоаппарат или спектрограф перед ' самой пластинкой вставляют такого же размера экран, <> изготовленный из веществ, называемых фосфорами.

Предварительно экран облучают ультрафиолетовыми

> лучами. Он длительное время светится (фосфоресцирует). | Светящиеся. фосфоры чувствительны к инфракрасным лу-

> чам с большой длиной волны. Если в таких невидимых лучах сфотографировать спектр, то в местах, куда по-

J падут «инфракрасные лучи, экран потухнет, а в других ', местах он попрежнему будет светиться; на экране получится негативное изображение спектра, которое подействует и на прижатую к экрану фотопластинку. После проявления на ней получится позитивное изображение. Выйдут линии спектра н в длинноволновой части инфра-1 красных лучей. Так физики с помощью фотографии не-; видимого проникают в тайны недоступной области спектра.

0,75л 0,4/<