Техника - молодёжи 1953-07, страница 27

Техника - молодёжи 1953-07, страница 27

СОЗДАТЕЛЬ

COMjOJUUML

К ВОСЬМИДЕСЯТИЛЕТИЮ ЗАРОЖДЕНИЯ ПЛАНЕРИЗМА В РОССИИ

Е. БУРЧЕ, подполковник в отстгвк©

U емногочисленные зрители, собравшиеся в один из 11 погожих летних дней начала восьмидесятых годов прошлого века на Красносельском военном поле, вблизи Петербурга, стали свидетелями знаменательного события. Невиданная машина взлетела с поля, распластав широкие крылья. В открытой лодочке между крыльями сидел человек. Слышался шум двигателя. Из низкой трубы вырывались небольшие клубы дыма. Вращались воздушные винты. Это был первый в мире полет самолета с человеком на борту. Самолет был сконструирован и построен великим русским изобретателем Александром Федоровичем Можайским.

С наблюдений за полетом морских птиц началось увлечение А. Ф. Можайского авиацией. Уже в 1856 году, идя по следам своего предшественника - тоже моряка - Н. М. Соковнина, он начал вычислять соотношение веса птицы к площади ее крыльев. В результате вычислений созрело решение создать летательный аппарат с неподвижными крыльями, используя принцип парения птиц.

К практической реализации своей идеи Можайский получил возможность приступить в 1873 году. Не удовлетворяясь наблюдениями за птицами, он провел множество опытов с модельками крыльев - пластинками определенной площади. Он понимал, что для достижения подъемной силы не надо воспроизводить все сложное устройство птичьего крыла, и опыты подтвердили это. Крылья-пластинки, устанавливаемые под разными углами к ветру, давали разную подъемную силу.

В том же 1873 году — восемьдесят лет назад - Але

ксандр Федорович предпринял успешную попытку построить и большие крылья, которые могли бы поднять в воздух его самого. А чтобы сообщить своему аппарату движение, необходимое для образования подъемной силы, он решил буксировать его против ветра тройкой лошадей. В литературе того времени отмечалось, что Можайский начал производить полеты на большом воздушном змее. Однако в настоящее время мы можем с полным основанием сказать, что это был планер, то-есть безмоторный самолет. Опыты с этим змеем-планером Можайский проводил с 1873 по 1876 год. Газета «Кронштадтский вестник» в Nc 5 за 1877 год сообщала о Можайском: «Летом прошлого года в наскоро сделанном им аппарате он два раза поднимался в воздух и летал с комфортом». Немного спустя «С.-Петербургские ведомости» информировали, что «изобретатель уже 5 раз поднимался в воздух на своем снаряде».

Значительно позже, лишь в 1886 году, подобные опыты были повторены за границей <в Англии), да и то там поднимался не человек, а поднимали в воздух только груз весом в 70 килограммов.

Между тем русский изобретатель не остановился на достигнутом: он решил заменить тягу тройки лошадей тягой с помощью двигателя, установленного на самом аппарате. Техника того времени еще не знала пригодных для этой цели достаточно мощных, но легких и небольших по размеру двигателей. Поэтому первоначально А. Ф. Можайский, проверив свою идею на моделях, в которых двигателем служила часовая пружина, а затем резиновый шнур, сам сконструировал легчайшие в мире паровые машины мощностью в 20 и 10 л. е., а затем построил первый в мире самолет. За границей первые попытки постройки самолета в натуральную величину начались только в 1890 году, и, что важно, самолет Можайского уже тогда имел все основные части современного винтомоторного самолета.

Так гениальный русский конструктор стал родоначальником планеризма и авиации в целом.

До последнего времени мы, к сожалению, не имели портрета изобретателя, прославившего русскую науку: опубликованные раньше портреты изображали, как показала проверка, его старшего сына Александра.

Теперь мы публикуем подлинный портрет Александра Федоровича Можайского. Отысканием его занимался целый коллектив историков (при участии автора статьи), работающих под общим руководством академика Б. Н. Юрьева над углубленным изучением жизни и деятельности создателя первого самолета.

А. Ф. Можайский был офицером русского флота. И нам сперва казалось, что найти портрет такого выдающегося офицера не составит особого труда. Но на деле оказалось совсем не так.

Первоначально поиски велись в печатных изданиях второй половины XIX века. Однако просмотр громадного количества газет и журналов не дал результатов. В Морском музее и у потомков Можайского удалось разыскать лишь портреты одного из его братьев и сыновей, что облегчило дальнейшие поиски. Наконец в 1951 году был найден пожелтевший от времени фотоснимок морского офицера в парадной форме капитана 1-го ранга семидесятых годов. На умном, волевом лице видна приподнятая густая правая бровь - характерная особенность всех членов семьи Можайских. Не было сомнений, что найденный портрет изображает еще одного члена семьи Можайских. Но кого? Ведь в XIX веке в русском флоте служило десять офицеров Можайских. Требовалась тщательная экспертиза.

Прежде всего были сличены с послужными списками А. Ф. Можайского все знаки отличия, видимые на фотографии. Но могли же быть и другие офицеры, имеющие такое же сочетание наград?

И только в результате многомесячной проверки «Общих морских списков» за всю вторую половину XIX века оказалось возможным утверждать, что во всем русском флоте не было другого офицера, у которого имелось бы такое же сочетание наград, какие видны на портрете и полностью совпадают с послужным списком А. Ф. Можайского.

Последние сомнения рассеялись, когда автору этой статьи совместно с кандидатом технических наук В. В. Шавровым удалось разыскать еще одну семью родственников А. Ф. Можайского, в которой имелся такой же портрет. Членам этой семьи достоверно известно, что на портрете изображен А. Ф. Можайский.

"росам помещать побольше статей по истории русской техники и науки.

Читатели Дубинин, Ганчаров и Муратов из

г. Ворошиловграда.

24