Техника - молодёжи 1953-07, страница 29

Техника - молодёжи 1953-07, страница 29

чиссл 6 дуемая

\ рукопись Кварцевая лампа

Фотография незримого прочно вошла в науку. 1 Наиболее распространена в наше время съемка в неви- > димых лучах. Глаз человека чувствителен только к узкой ' части спектра лучистой энергии, фотопластинка же воспринимает действие невидимых глазом инфракрасных и ультрафиолетовых лучей.

Как-то в одну из московских научно-исследователы ских лабораторий, к специалистам по фотографии невидимого, обратились литературоведы, занимающиеся изучением рукописей А. С. Пушкина. Они принесли лист со стихами поэта, на котором несколько строк было кем-то ' умышленно зачеркнуто густыми чернилами. Фотографы J лаборатории использовали свойство невидимых лучей пробивать слой некоторых красок. Они сделали снимок \ и возвратили науке залитые чернилами строки стихов поэта. г

Тбилисскому ученому-фотографу Г. А. Дидебулидзе передали из музея листы пергамента из рукописной кии- | ги XI века. Убористый текст заполнял листы. Историки предполагали, что на месте этого текста в книге было <| еще более древнее письмо, очевидно вытравленное и за- 1 мененное новым. Дидебулидзе произвел съемку в свете | кварцевой лампы, излучающей ультрафиолетовые лучи, г И в самом деле, на негативе выступили слабые, попереч- ■ ные, крупно написанные строки. Фотограф воспользо- ' вался способом Буринского: сделал несколько контраст- , ных снимков на стекле, снял с них желатиновые пленки и, совместив их на одной стеклянной пластинке, по- , лучил затем окончательный отпечаток. 1

На рисунке показана последовательность в работе <| фотографа над восстановлением невидимого текста; вни- t зу изображен лист пергамента: строки из крупных букв, |i выявленные фотографией, оказались ценным для науки \ образцом древней формы грузинского письма VI—VII веков.

Фотография невидимого подтверждает правду народной -пословицы: «Что написано пером, того tie вырубишь I1 топором!»

кропотливо изучал всевозможные сочетания факторов, влияхЛдих на фотографические процессы. Им был составлен полный свод фотографических приемов, дающих «безобразное цветоискажение», «неприятнейшую контрастность», портящие снимок подробности.

Теперь Буринский мог объяснить капризы фотографии, вдруг открывшей незримое. Неожиданное сочетание химических и физических средств и обстоятельств съемки приводило к «цветоделительным взрывам фотопластинки».

Какой-нибудь фотограф случайно изменял соотношение составных частей в эмульсии, которой покрывалась пластинка перед съемкой: пластинка оказывалась более чувствительной к лучам света, обычно мало действующим на эмульсию. Сама по себе эта оплошность не влияла на результат. Но при этом могла быть случайно изменена и выдержка, так что особенность эмульсии проявлялась сильнее. Если же фотограф случайно изменял и пропорции составных частей проявителя, то в результате у него а руках оказывался случайно полученный «цветоделитсльный негатив», на котором были видны детали, недоступные глазу человека.

Так вышло с фотографированием Луны, что дало однажды замечательные подробности на снимке, так фотография обнаружила начало заболевания оспой, так фотограф, путешествовавший по Греции, увидел выскобленное письмо на древнем пергаменте. «При случайном стечении условий, благоприятных цветоделению, фотография неожиданно давала изображения предметов, ставившие втупик операторов», — объяснял Буринский.

С присущей многим русским исследователям настойчивостью Буринский занялся разработкой научного метода, который позволил бы фотографии в руках ученого расширить пределы нашего зрения.

В фотолаборатории Буринского побывали и древние пергаменты, и подделанные документы, и археологические экспонаты с неразборчивыми надписями. Он устанавливал неуловимые оттенки в красках и чернилах, различал неразличимое, читал невидимое.

Буринский усиливал цветоделение, контрастность, выявлял невидимые подробности путем наложения одного негативного изображения на другое. Поступал он так. Исследуемый предмет или документ он фотографировал несколько раз при свете магниевых ламп на пластинки, облитые жидкой светочувствительной эмульсией. Получал тождественные негативы. Пленки искусно снимал с пластинок и с величайшей точностью накладывал друг на друга на одно и то же стекло. Каждая новая пленка усиливала различие в от* тенках. Появлялся контраст. Знаки, совершенно невидимые па снимке с одного негатива, теперь прочитывались.

Свой метод исследования Буринский назвал «цвето-делительной фотографией». Он занялся математикой и теоретически доказал, что метод «цветоделительной фотографии» согласуется с законами физики.

ФОТОГРАФИЯ ДОКАЗАЛА: «ПОДСУДИМЫЙ ВИНОВЕН»

Исследователь был теперь во всеоружии теории и практики фотографирования незримого. О нем стали поговаривать в кружках ученых» Еще бы, факты были удивительные.

К АО А И И, ГЛИНА, КВАРЦ, ШПАТ,

глинистые.!

imatcphaaw

ШАРОВАЯ МЕЛЬНИЦА

фарфоровая посуда делается из глины, кварца, бен^тонита, полевого шпата, пегматита, доломита, используются и осколки разбитых фарфоровых изделий.

Рассортированное и под* готовленное сырье транспортируют в массозаготовитель» ныи цех для приготовления массы и глазури. Кусковой кварц и пегматит перед этим подвергаются обжигу

гаи температуре i 1000Х. Каменистые

бентонит;

доломит

в 900 — материалы подвергаются грубому измельчению на бегунах. Дальнейшее их измельчение производится в шаровых мельницах периодического действия. Глинистые материалы помещаются в мешалки, где они распускаются в подогретой воде. Молотые каменистые и размоченные глинистые пластичные материалы поступают 8 смеситель, где происходит перемешивание всех материалов.