Техника - молодёжи 1953-07, страница 32Исследователь-фотограф возвратился к Хрущеву со снимком, полученным цвстодолитсльиым методом. Отчетливо был виден спектр поглощения. Да, все точно! Хрущев отмечает спектральные линии элементов, составляющих минерал. Но что это? В спектре видна линия редкого металла эрбия, которого вовсс нет в минерале! Профессор с разочарованием смотрит на Бу-рииского. Неужели фотография вводит в заблуждение? Произвели дополнительный химический анализ минерала. В ничтожно исчезающей доле эрбий найден! Новая победа Бурииского. В очередной своей статье он пишет: «Профессору К. Д, Хрущеву блистательно удалось применить цвстодслительиос фотографирование к спектральному анализу некоторых тел в тех случаях, когда прямое наблюдение и обыкновенная фотография оказались бессильными». Снятые по способу Буринского спектрофотограммы редких металлов Хрущев предъявляет как выдающиеся документы Академии наук и двум ученым обществам — Физико-химическому и Минералогическому. Фотографирование невидимого показывает новые успехи и в лаборатории профессора Военно-медицинской академии И. И. Ивановского. Там изучали отравленную кровь животных. И до Буринского применяли фотографию для съемки спектрограмм жидкостей. Но ни глаз, ни обыкновенная фотограмма спектра даже густых растворов крови не обнаруживала в ней никаких изменений при отравлении, например, таким веществом, как фенацетин. Буринский передал врачам свои навыки исследования. Цветоделительная фотография обнаружила в спектре ясную линию, свидетельствовавшую о действии отравления. Раствор сильно ослабляли, по линия в снимках всо равно не исчезала, даже если раствор крови по цвету трудно было отличить от воды! Буринский стремился ввести свой метод глубже в естествознание. Тайна живого микромира еще была недоступна фотографированию, хотя фотоаппарат был уже давно приспособлен к микроскопу. Окрашенные препараты фотографировались обычным способом. Получались фотографии лишь погибших микробов или мертвых клеток. Фотографировать живую клетку было невозможно, потому что она была почти прозрачна и находилась в беспрестанном движении. Первым применил метод Буринского к фотографированию живой клетки выдающийся русский микробиолог А. С. Фаминцын, исследователь организмов, стоящих на грани между растениями и животными. Пластинки в девяностых годах были мало чувствительные, а выдержку больше 1/5о секунды нельзя было дать, потому что клетка двигалась. При таких условиях Фаминцын сфотографировал момент деления ядра клетки. Сделали последовательно несколько негативов. Как и ожидали, на проявленных пластинках не было замечено решительно никакого намека на изображение. Негативы были совершенно прозрачны. «Стекла были вручены Буринскому, — рассказывал об этом современник доктор Прохоров, - и он (Буринский) ухитрился с них получить ясные, отчетливые отпечатки, какие дай бог сделать при нормальных условиях экспозиции. По этой серии снимков можно уже составить понятие о характере передвижения содержимого клетки от начала процесса до образования перегородки». Цветоде\ительньш способом фотографии Фаминцыну удалось получить также снимки размножения инфу- фотопмфшчжлпне bk:i фотографии ющягош Иэошутна худотнииа Л. Смехова зорий. Это были первые в истории биологии фотодокументы, запечатлевшие важнейшие процессы из живого микромира. Четыре года в русских научных лабораториях испы-тывалось открытие Е. Ф, Буринского. Сам он затем псбывал в столицах европейских стран с целью ознакомления с состоянием там этой отрасли фотографии. Нигде подобных работ не велось, никто, кроме русских ученых, не пытался еще взять от фотографии больше того, что она предлагала сама, без принуждения. В 1896 году Академия наук присудила талантливому исследователю премию имени М. В. Ломоносова. В сообщении об этом говорилось: «Беспрерывными трудами и настойчивостью г. Буринский достиг того, что наука получает новое орудие исследования, столь же могущественное, как микроскоп, и обещающее ввести естествоиспытателя в новый мир, доселе ему совершенно неизвестный и недоступный». Труды Буринского высоко ценил великий русский ученый Д. И. Менделеев. На одной из книг, подаренных Буринскому, Менделеев надписал: «Создателю второго зрения у человека». Больше полувека развивается фотография незримого. Способы Буринского были еще сложны, неуклюжи, требовали больших навыков. Методы его, совершенствуясь, некоторое время были, однако, единственными. Еще при жизни изобретателя (он умер в 1912 году) появились и другие фотографические способы раскрытия тайн невидимого. Быстрое распространение в приложении к науке получили различные виды съемки в ультрафиолетовых и инфракрасных невидимых лучах на специально очувствляемыс пластинки, через соответствующие светофильтры. Е. Ф. Буринскому, однако, принадлежит неоспоримое первенство утверждения фотографии как исследовательского метода в области невидимого. Блистательно оправдались его слова: «Прежде она (то-есть фотография) сопровождала ученого; теперь ведет его за собою. Раньше фотографическая пластинка отмечала и зарисовывала то, что наблюдалось и без ее помощи, в настоящее время она сама открывает исследователю новые области для наблюдений, в которые иными путями нельзя проникнуть». ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКОВ,, В МУрЕЛЬНОИ П Ё ЧИ jKt>A<KV( [РАСКРАСКА 1РОВКА О божженные изделия сортируют . Края изделий, имеющие заусенцы после сортировки, шлифуют и полируют. Затем чашки и блюдца направляются в живописный цех. Здесь производится художественная роспись изделия: делается зто керамическими красками, которые приготовлены из окислов металлов, смешанных и сплавленных с флюсами. Имеется много различных методов разрисовки фарфоровых изделий: ручная жи» вописная работа, раскраска аэрографом, раскраска печатью и штампом, способом декалькомании и т. д. Декорированные изделия направляются в муфельные печи. Здесь происходит закрепление красок. Из муфельных печей выходят готовые чашки и блюдца. Их направляют для проверки в отдел технического контроля. Окончательно принятые изделия поступают на склад готовой продукции, а отсюда идут к потребителю.
|