Юный техник - для умелых рук 1973-01, страница 6величину отклонения. Если персонаж упал илн вы его зачем-то сняли со стола, ориентир позволяет точно восстановить его положение. ...Продолжим прерванную съемку. Мы остановились на том, что ластик попал в злого Дядю. Дальнейшее развитие событий придумайче сами. Гласное сейчас — научиться водить персонажи, приобрести навыки м> пьтиплика-тора. Но работать интереснее, если сюжет оригинален, отражает взаимоотношения людей, затрагивает какие-то близкие нам проблемы. Польские режиссеры Галина Белинь-ска и Владимир Хауп сняли фильм «Смена караула», в котором роли командиров и солдат исполняли коробки со спичками. Польский режиссер Витольд Герш создал очаровательную киноновеллу «Ожидание». Этот фильм невозможно смотреть без волнения, столько чувств и переживаний вложено в игру акте-роз, а актеры — скомканные бумажные салфетки. Платочки с завязанными узелками — герои фильма чешского режиссера Термины Тырловой. Советский режиссео Владимир Дегтярев показал увлекательные приключения кедровых шишек в фильме «Сказка о старом Кедре». Овладев техникой покадровой съемки и научившись водить предметы, приступайте к созданию фильма с более совершенными кукольными героями. Куклы — и мягкие, и резиновые, и деревянные, — вероятно, сохранились в доме со времен вашего раннего детства. Мне кажется, что вы и сейчас неравнодушны к ним, но скрываете это. Не так ли? Почему бы нам не оживить эти куклы на экране кино? Вначале нарисуйте куклу и уже по рисунку определите величину, форму и места сочленений — ее скелет. Осторожно разделив куклу на части, взэдите в них скелет-каркас. Этот скелет-каркас сделайте из железной обожженной проволоки. Деревянные детальки обеспечивают сгибание каркаса в строго определенных местах. Известна конструкция крепления деревянных деталей изогнутой жесткой проволокой, по форме напоминающей крючок. Каркас на шариковых шарнирах наиболее совершенный: он позволяет осуществлять любые движения и хорошо фиксирует каждое положение куклы. Готовый каркас сплетите изоляционной лентой и оклейте резиновой губкой или поролоном. Ножницами придайте ему необходимую форму. Части куклы также можно вырезать из дерева или выклеить из папье-маше по пластилиновой модели. Кисти рук и ступни ног сделайте из дерева. В ступнях просверлите отверстия для крепления куклы на столе. Необходимо добиться, чтобы любая поза могла быть зафиксирована. Игрушку из поролона укрепите мягкой проволокой, создайте ей каркас. В куклах на резинках усильте крепление, сделайте резинки короче или толще. Для каждой куклы найдите лучший способ крепления ее к щиту. Придумайте со ответствующий выбранным персонажам сюжет. Если по сюжету нужна водная поверхность, ее легко создать, положив на синюю бумагу обыкновенное стекло или лист целлулоида. Передвигая по этой поверхности лодку или корабль и укладывая за кормой неровно вырезанные полоски белой бумаги, вы создадите полную иллюзию судна, идущего по реке или морю. Из набора кубиков можно сделать домики, улицу, го которой мчатся автомашины. Фон за домами может быть гладкий, а можно нарисовать на картоне облака, горы. Не забывайте, что •'■еред съемкой все предметы, находящиеся в поле зрения камеры, должны быть закреплены. Любое дерганье неподвижного объекта всегда заметно и неприятно. Движение каждого живого существа неравномерно, быстрые движения сменяются медленными, перемежаются паузами. Одно движение выражает испуг, другое — радость. Вы должны не только изучать движения, но и учиться каждое движение разлагать на фазы, создавать схемы движения. Любой технический прием требует i Ik подготовки. Даже простая горизонтальная панорама вряд ли получится ровной и соответствующей замыслу без точного предварительного расчета. При панораме нижняя часть штатив-ной головки статична, верхняя — вращается. В нижней части приклеиваем полоску миллиметровой бумаги, к верхней прикрепляем пластилином иглу. Ориентир готов, и мы можем на миллиметровке отметить начало панорамы, ее конец и определить величину панорамы в миллиметрах. Предположим, она равна 200 мм. Скорость панорамы определяем практически — наблюдая в визир, делаем панораму и засекаем время. Скажем, нужная нам панорама проходит за 5 сек. При скорости 16 кадров в сек. за 5 сек. пройдут 80 кадров. Итак, мы знаем величину панорамы, и количество кадров. Делим 200 на 80 и получаем 2,5 мм. Значит, после съемки каждого кедра панораму надо передвигать на 2,5 мм. Такая панорама будет ровной, но конец и начало ее получатся слишком резкими. Для смягчения панорамы делается разгон и замедление — снимаем 2 кадра, передвигая панораму по 0,5 мм, 2 кадра — по 1 мм, 2 кадра — по 2 мм, и переходим на основную скорость по 2,5 мм на кадр (в данном случае таких кадров будет 74), в обратном порядке делается замедление. Если сосчитать количество снятых кадров и величину панорамы, получится 86 кадров и 199 мм. Расхождение на 6 кадров или на доли секунды по времени и на 1 мм по длине панорамы не имеет значения. По такому же принципу, если ваша камера имеет объектив с переменным фокусным расстоянием, рассчитываются вертикальные панорамы, наезды на объект и отъезды. При съемке равномерно движущихся объектов, когда аппарат следит за объектом, панораму можно не рассчитывать, а вести ее, ориентируясь по скорости движения объекта, по его положению в рамке визира. В профессиональной кинематографии часто применяется многократная экспозиция для создания самых различных эффектов (полупрозрачные видения, всевозможные впечатки и т. д.). В любительских условиях осуществить такие съемки сложно, проще воспользоваться методом съемки через установленное под углом к объективу стекло (прозрачное зеркало). Поставьте перед объективом небольшое стекло. Основной объект снимается через стекло, а впечатка отражается от стекла. Надо только отражаемый объект освещать сильнее, чем основной. Чем темнее фон, тем ярче виден отражаемый объект. Этим способом можно создавать и различные световые эффекты — сияния, световые лучи и т. д. Т. БУНИМОВИЧ 6 |