Юный техник - для умелых рук 1973-06, страница 12

Юный техник - для умелых рук 1973-06, страница 12

жем в этом дремучем лесу снять идущих в глубине Славу и его товарища. Но вот друзья вышли на поляну и перед ними — огромная отвесная скала. Такую скалу тоже можно нарисовать на стекле, не прибегая к поискам натуры (рис. 2).

-1$

Рис. 2

Стоп-кадр. Это наиболее простой прием, но чрезвычайно эффектный и поражающий зрителя своей внезапностью.

Вернемся к эпизоду у реки. Мы оставили Славу после его великолепного прыжка из воды сидящим на дереве. Но вот он спрыгнул на землю и огляделся. На нем только трусы, идти к ребятам в таком виде ему не хочется. Слава взмахивает руками, и в этот момент съемка прекращается. Не сдвигаясь с места, Слава надевает рубашку, снова поднимает руки, включается камера, и Слава опускает руки. На экране после соответствующей подрезки лишних кадров эта сцена будет выглядеть весьма занятно: достаточно Славе поднять и опустить руки, и он уже в рубашке. Теперь Слава может подпрыгнуть и, опус ившись на землю, оказаться в брюках и ботинках. Понятно, что Славе пришлось прыгнуть два раза — первый раз в трусах и второй раз одетым. При монтаже эти два плана надо точно подогнать по движению, чтобы первый прыжок плавно перешел во второй.

Снимая, как одевается Слава, мы останавливали камеру во время движения Славы, но прием «стоп» может быть применен и на статичном (неподвижном) объекте.

В книге Б. Горбачева «Техника комбинированных съемок» (изд-во «Искусство», 1961) приводится пример из фильма «Садко». В этом фильме старик, спутник Садко, показывает фокусы: он протягивает вперед руку с яйцом, и вдруг на руке вместо яйца появляется живой цыпленок. Сделано это приемом «стоп».

Точно так же мы можем снять план, который записан в сценарии у ребят, когда Слава превращает камень в сверкающий алмаз.

В разработанном виде эпизод этот может выглядеть так: общий план (ребята сидят у костра); средний план (Слава нагибается и поднимает с земли камень); средний план (ребята смотрят на Славу); средний план (Слава протягивает руку. На ладони у него камень); крупный план (рука с камнем).

Затем камера останавливается. Не сдвигая руки, камень заменяется граненым стеклом. Съемка продолжается: средний план (удивленные лица ребят); крупный план (в руке у Славы сверкающий камень).

Сделать так, чтобы кусок граненого стекла сверкал, можно разными способами. Можно маленьким зеркальцем отразить на грани стекла солнечный зайчик, можно создать сияние приемом съемки через прозрачное зеркало, отражая в нем яркую световую точку (см. «ЮТ» для умелых рук», 1973, № 1).

Подробнее о съемках с прозрачными зеркалами можно прочесть в книге Б. Плужникова «Занимательная фотография» (изд-во «Искусство», 1964).

Покадровая съемка. Как вести покадровую съемку, вы уже знаете (см. «ЮТ» для умелых рук», 1973, № 1). Сейчас же мы соединим этот прием с нормальной съемкой.

Предположим, Слава и его товарищи сидят за столом. Слава о чем-то воодушевленно рассказывает, ребята пьют чай и слушают Славу, кто серьезно, кто с улыбкой. В тарелках лежат бутерброды, но почему-то вазочка, стоящая в центре

Рис. 3

стола, пуста. Может быть, она была полной, и ребята ее опустошили, а может быть, в ней ничего не было. В какой-то момент Слава резко прерывает свой рассказ и смотрит в сторону пустой вазочки. Мы видим эту вазочку крупно и переходим на покадровую съемку. Снимем кадров 20 и положим в вазочку конфету, снимем еще кадров 12—14 и положим вторую конфету, те

перь появление конфет можно ускорить: постепенно уменьшать количество кадров перед поязлением каждой новой конфеты. На наших глазах вазочка наполнится. Продолжая покадровую съемку, поведем вазочку в сторону Славы. Вот вазочка прошла мимо тарелок и чашек и подошла к Славе. Мы видим руки Славы, лежащие на столе, и вазочку, которая приблизилась к ним и остановилась. Пока двигается вазочка, руки Славы неподвижны, а после остановки вазочки мы осторожно, не сдвигая камеры, переводим ее с покадровой съемки на нормальную, на минимальную скорость, чтобы совпала экспозиция: теперь начинают двигаться руки — Слава берет вазочку и ему остается только угостить товарищей.

Покадрово можно снимать не только предметы. Французские кинематографисты создали интересный фильм о центральном рынке Парижа. С одной точки покадрово была показана жизнь рынка с раннего утра до вечера. Длинные столы рынка пусты, но вот мгновенно появляются люди, повозки, тачки, и столы заполняются овощами, фруктами и другими продуктами. Столь же мгновенно покупатели опустошают эти столы, и остается только мусор. За несколько минут вы увидели обычный день огромного рынка.

Последний эпизод. Заглянем еще раз в сценарий. Оказывается, осталась только одна сложная съемка — Слава взбирается на отвесную скалу, ту самую, которая была нарисована на стекле.

Придется поискать соответствующую скальную поверхность сравнительно небольшого размера и не отвесную, а пологую. Взбираться по такому пологому камню нетрудно, камеру же при съемке надо повернуть так, чтобы эта пологая поверхность стала почти вертикальной (рис. 3). Если Слава проявит небольшие актерские способности, ляжет на пологий камень и будет ползти, имитируя напряжение, то на экране создастся полное впечатление, что он взбирается по отвесной скале. Сняв этот основной план, можно заняться поисками крупных планов, пользуясь самыми различными резкими ракурсами: крупно руки — пальцы ищут и вжимаются в небольшую расщелину; ноги находят опору, соскальзывают; лицо — подбородок упирается в выемку. Такие планы усилят напряженность, подчеркнут трудность. Можно снять ребят резко сверху с точки зрения Славы: ребята стоят у скалы, задрав головы кверху. И с их точки зрения Славу — они видят только подошвы его ботинок. Надо лишь следить, чтобы на фоне не было никаких объектов, способных раскрыть необычное положение камеры и линию наклона скалы (линия горизонта, деревья и т. д.).

Наконец, из-за камня появилась голова Славы — он добрался до вершины.

Если в выборе точек съемки вы проявите изобретательность и смонтируете эпизод динамично, с обилием коротких и крупных планов, зрители не усомнятся в ловкости и бесстрашии Славы.

т. бунимозич

12