Юный техник 1981-07, страница 47

Юный техник 1981-07, страница 47

быть, и таракан бегает не присасываясь, а приклеиваясь к поверхности? Но тогда что же это за клей, да еще с такими удивительными свойствами?

— В это трудно было поверить, — вспоминает Клавдиев. — А удивляться было чему, если вспомнить, как быстро бегает это насекомое. Если верить энтомологам, за секунду он пробегает почти полметра. Его лапки так мелькают, что каждое приклеивание и отклеивание должно проходить за десятитысячную долю секунды!

Михаил Сергеевич провел сотни наблюдений. Но даже под микроскопом не обнаружил на стекле каких-либо остатков клеящего вещества. Тогда Клавдиев поставил такой эксперимент. Он покрыл половину предметного стекла водной суспензией зубной пасты, а вторую оставил чистой. Поставил таракана. Но прежде чем насекомое стартовало, пластинку перевернул, и таракан побежал по ней, словно по потолку, потом под микроскопом ученый стал исследовать его следы.

На забеленном участке они были отмечены пунктиром сорванных частичек побелки. Но на чистой части стекла ни одного белого следа! Значит, стоило ему оторвать лапку от побелки, как ее частички моментально осыпались. Они не прилипали к пуль-виллам!

Чтобы докопаться до истины, инженер занялся работой, которую обычно делают только биологи. Он препарировал не один десяток пульвилл, рассматривал их под микроскопом. Оказалось, в них вообще нет клейкого вещества. Выяснил — и сжиматься-то пульвилла как присоска не может, потому что развита слабо. Вот что удивило изобретателя: в каждой пульвилле было очень много нервных волокон. Но известно: где нервы — там биоэлектричество. Возможно, насекомые используют его, чтобы прилипать лапками к поверхности, подобно

тому, как клочки бумаги прилипают к наэлектризованной расческе? Это была еще одна гипотеза, которую нужно было проверить опытом.

В ходе исследований Михаил Сергеевич обнаружил в пульвил-лак еще и секретовыделяющие железы. И снова вопрос: может быть, дело не в статическом электричестве? А что, если насекомое нервными импульсами воздействует на выделяемый железами секрет и периодически меняет его физические свойства? Секрет становится то жидким, то твердым, то клейким, то нет. Тогда это клей с неизвестными нам необычными, замечательными свойствами!

Михаил Сергеевич узнал, что белорусские ученые создали вазелин (дальше его так и будем называть), а точнее, коллоидный раствор тонкомолотого кремнезема с машинным маслом, который мгновенно затвердевает под воздействием электрического или магнитного поля.

— Конечно, — говорит Михаил Сергеевич, — этот вазелин далеко не то, что на самом деле выделяется на лапках тараканов. Химический состав вещества в пульвиллах еще предстоит разгадать, а уж потом воспроизвести его в лаборатории, синтезировать. А ведь стоит искать, чтобы найти вещёство, которое становится клейким лишь за доли микросекунды, не оставляет следов на любой поверхности.

Новый вазелин обладает лишь частью этих удивительных свойств. Но их оказалось достаточно, чтобы продолжить опыты. Если пористую пластинку пропитать таким вазелином, в электрическом поле она с одинаковой силой будет приклеиваться и к стальному листу, и к стеклу, и к пластику, и к бетону.

На этом, наверное, можно было поставить и точку, если бы Клавдиева интересовал только клей с необычными свойствами. Но в том-то и дело, что разгад-

43