Вокруг света 1991-03, страница 45

Вокруг света 1991-03, страница 45

не в народе. Вот кем, оказывается, первоначально был вселенский змий Шеша!

А что же в сносимых им яйцах? Конечно же, знакомые уже нам Огненный Зародыш и Вала!. Но тогда получается, что обнаружился неизвестный доселе миф о начале «дня Брахмы» — когда уцелевшие в испепелившем Вселенную пламени Вишну и Шеша начинают новое мироздание?!

Вникнем в погребальный обряд. Он представлен тремя захоронениями: трупоположениями в рукояти посоха и между головой и Валой змия, а также трупосожжением между яйцами с символикой Валы и Огненного Зародыша. Мужчины в двух первых были уложены в скорченном, «внутриутробном» положении на левом боку, теменем к восходу летнего, а лицом к восходу зимнего солнца; такое же положение попытались придать и обломкам костей сожженного человека. Всем у головы был поставлен горшок, всех снабдили костями животных. У стоп основного из трех погребенных была положена игральная кость. Одна из ее граней оказалась гладкой, а на второй начертан был крест, обнаруживающий знакомую уже нам комбинацию цифр 4, 3,

2, 1. Возможно, в связи с этим ноги погребенного оказались густо окрашены красной краской — признак, весьма редкий для данного времени. У ариев красный цвет означал огонь, кровь, активность и был присущ касте воинов; в данном случае он означал скорее всего «сожжение во вселенском огне проигранных ног», низа — «земли» человека. На его кастовую принадлежность более очевидно указывает меловая посыпка дна: белый цвет присущ был брахманам-жрецам. В общем, это захоронение можно считать воплощением Брахмы. А могила с обгорелыми останками трупа, вопреки напряженности обряда, оказалась невелика и небрежна — помимо грубого горшка положили лишь ребро крупного животного. Располагаясь на обращенном к юго-востоку остром конце яйцевидной насыпи-Валы, это захоронение связывалось, несомненно, с его «раскалыванием», а также с огнем и солнцем, выпущенными Инд-рой из Валы; судя по вышеуказанному ориентиру, это должно было произойти на Новый год, который арии приурочивали чаще всего к рассвету зимнего солнцестояния. Сожжение трупа, таким образом, могло символизировать Агни — «Огонь» и Сурью - «Солнце», причем в тесной

связи с главным подвигом Индры и высшим шагом Вишну, с новогодним сотворением-обновлением мироздания.

Достаточно очевидно, что погребенным сообщили сопричастность «дню Брахмы». Им вменили в обязанность содействовать становлению новой Вселенной: снесению вселенским змием яиц с зародышами мироздания, его упорядочиванию, обретению людьми скрытых в Вале новогодних сокровищ.

ровесники шумера

С учения о «дне Брахмы», как считают специалисты, начинался индуизм, который сложился уже в Индии, спустя примерно тысячелетие после того, как сюда пришли арии из Азово-Черноморских степей Призна-

Умершего привязывали к столбу и разводили под ним костер. После сожжения останки покойного захоранивали в погребальной яме и насыпали холм в виде стопы бога Вишну. Реконструкция обряда трупосожжения Ю. Шилова. Художник В. Неволин.

д*

с»

1

•v>eV

(У*

VVYV

rieV