Вокруг света 1991-03, страница 44небо послаьца». Я долго раздумывал над его мифологическим соответствием, пока не сопоставил его с загадочным Гандхарвой, который «поднялся прямо в небо» на «златокрылом орле» и уподобился там напитку бессмертия. Согласно авторитетным комментаторам «Ригведы», словосочетание «поднялся прямо в небо» означает не столько полет, сколько воскрешение, что вполне соответствует идее погребения. огненный скок коня Высокая Могила у Староселья Велико-Александровского района Херсонской области была раскопана раньше белозерских курганов, в 1972 году. Эти два памятника располагались друг против друга километрах в пятидесяти от Днепра, на разных его берегах. Общим для них было то, что последнее захоронение середины II тысячелетия до нашей эры в том и другом случае оказалось тру-посожжением, концы объединившего насыпи вала соприкасались с символами Солнца и Луны, сам же вал был связан с символикой Млечного Пути. Однако конфигурации змия в Высокой Могиле и соединенном с ней кургане № 4 не было. Курган у села Скворцовка Каховского района Херсонской области был заложен несколько раньше последней досыпки Высокой Могилы и кургана № 6 у Малой Белозерки. Подобно последнему, он тоже перекрыл цепочку из трех погребений с трупо-сожжением, в самом конце, и тоже оказался связанным с образом Вишну (но только без Шеши). Однако здесь последовательность «трех шагов Вишну» оказалась не обратной, а правильной: со стороны заката — в день зимнего, в сторону восхода — в день летнего солнцестояния. Здесь подчеркивалось не угасание, а воспламенение обреченной на сгорание Вселенной. Сооружение Скворцовского кургана началось с того, что сняли чернозем на большой овальной площадке. В центре обнажившегося желтого лесса вырыли углубление в виде человекоподобной фигуры. Площадка — «желток» и фигура — «зародыш» были тут же перекрыты курган-чиком яйцеобразной формы, вылепленной из воды-и-земли, то есть ила. Полученный таким образом мифологический персонаж напоминает «Отца существ» Праджапати, но только не в качестве производного от Огненного Зародыша, поскольку следы огня обнаружились не внутри, а на поверхности яйцевидного сооружения, и оказались связаны с идеей его «разбивания». У концов сооружения вырыли два обращенных друг к другу рва — «половинок яйца», из которых, как нам уже известно, произошли Земля и Небо. Комья желтого лесса из рвов пошли на сооружение двух столпов — врат, обращен ных к восходу летнего солнцестояния. Сам акт «раскалывания» оказывался связан с «огненным скоком коня» — которого расчленили, а куски побросали в зажженный на вершине костер. Затем, как увидим сейчас, последовало расчленение человека. Эти два жутких обряда считались у ариев родственными и назывались ашвамедха и пурушамедха — «жертвоприношение коня» и «жертвоприношение человека». В жертву принесен был подросток, которого похоронили затем юго-западнее яйцевидного сооружения — со стороны заката зимнего солнца, дабы умилостивить-обуздать стужу и самые длинные ночи, порождения потустороннего мира. Покойника расчленили до мельчайших суставов и из всех костей — даже из фаланг пальцев — выбрали мозг. Его заменили илом, отождествив тем самым подростка с «вылупившимся из яйца» божеством. Вот здесь-то, с учетом предшествующего жертвоприношения лошади, и начинают проявляться в этом божестве признаки Вишну, который ...привел в трепет конные пары, как Вертящееся колесо (годового цикла). Высокотелый, соразмеряя себя с певцами, Юноша, не мальчик, идет навстречу вызову. Неизвестно, были ли «певцами, позвавшими подростка» два других погребенных, но они оказались взрослыми людьми. Центральное — обычное, но особенно богатое посудой и другими вещами — захоронение расположили у кургана-яйца; оно соотносилось, очевидно, с земным миром людей. А вот последнее в цепочке, расположенное за «вратами солнца» трупосожжение связывалось, конечно же, с миром небесным. Вместе с тем оно означало «третий, высший след вылупившегося из праяйца» бога Вишну. Его атрибуты — посох и палица (присущая более Индре) — расположили в виде рвов вдоль могил. Затем все было перекрыто курганом. В соответствии с символикой трупо-сожжения этому кургану придали форму правой, толчковой стопы, в 360—370 раз, по числу суток в году, превосходящей размеры стопы взрослого человека. Видя только два шага того (Вишну), Кто выглядит, как солнце, мечется смертный. На его третий никто не отважится (взглянуть). Даже крылатые птицы в полете. Скворцовский курган был раскопан А. В. Субботиным в 1987 году. Спустя три года я раскопал курганы Чонгара. огненный зародыш змия шеша Я был готов к открытию чонгарского феномена. Неожиданностей здесь не случилось. Уже до раскопок я знал, что захоронения будут относиться к срубной культуре, что будет их три, и последнее — трупосожжение. Так все и оказалось на деле. Однако чрезвычайную важность обрели вдруг детали, а общая идея и ее обря-довоархитектурное воплощение ставят, на мой взгляд, чонгарские курганы во главу «семи чудес света», список которых был учрежден древними греками. Впрочем, судите сами... Итак, примыкающие друг к другу насыпи имели вид змия и посоха, их хвост и острие почти соприкасались. Это, как сказано4 выше, стало понятным еще до начала землеройных работ. А что показали раскопки? Среди археологов распространено мнение, что «длинные курганы» середины II тысячелетия до нашей эры появились в результате соединения насыпей этой или предыдущей поры. На Чонгаре случилось не так. Да, жрецы и строители взяли за основу древний, наибольший в округе курган, но оставили без внимания соседний с ним, меньший. Вместо того чтобы рационально использовать его готовый объем, они заложили две других насыпи в противоположном от него направлении. Такое решение было обусловлено, очевидно, стремлением выделить ориентиры: голова сооруженного впоследствии змия оказалась обращенной к закатам зимнего, а рукоять посоха — к восходам летнего солнца; главная, прошедшая через стержень посоха и тело змия ось была направлена с юго-востока на северо-запад — от восхода зимнего к закату летнего солнца. К последней дате — соответствующей доныне почитаемой ночи Ивана-Ку-палы («костра») — приковано было, наверное, основное внимание: на это указывает направление посоха, соприкасающегося с кончиком хвоста змия. Это вот соприкосновение мыслилось, несомненно, как высшая тайна обряда. Оно должно было обеспечить «снесение змием яиц»: двух вышеуказанных насыпей, скрытых впоследствии валом, образовавшим тело и хвост чудовища. Насыпи яйцевидной формы оказались пустыми, то есть не содержали покойников — которых захоронили между насыпями, под валом. Ими, однако, перекрыли ритуальные площадки. Насыпь-яйцо у хвоста покрыла «желток» с «огненным зародышем» в центре: кострище под кругом из желтого лесса. Площадке под насыпью-яйцом у головы придали более сложную конфигурацию: птицы из чернозема, окруженной змеею из лесса. Моделирована была и голова змия, образованная верхней досыпкой основного кургана: двумя парами котлованов и ям, заполненными морскими водорослями-камкой, передали глаза и ноздри чудовища, парой желтых лессовых пятен из глины, помещенных ближе к затылку,— знаки ужа: доброй змеи, почитаемой доны 42
|