Вокруг света 1991-03, страница 42Юрий ШИЛОВ, кандидат исторических наук В студенческие годы я впервые увидел картины Николая Рериха. Они меня потрясли. Потом долго раздумывал, чем же они притягивают? И пришел к убеждению, что художнику удалось наполнить свои картины вселенской бесконечностью, вечностью, поступательностью бытия. Вот «Гесэр Хан» 1941 года: герой пускает стрелу за стрелой во множество солнц, разом взошедших, чтобы сжечь дотла Землю. Конь и всадник, выгнутый сверхнапряжением лук — это мгновение. Но видишь первый росточек живого на бурлящей магмой планете, видишь мириады веков, которые суждено тому живому расти. Занявшись археологией, я познакомился и с этой страстью Николая Константиновича. И поразился грандиозности задачи, которую он перед собою поставил: проследить путь арийских племен, в середине II тысячелетия до нашей эры ушедших из прадавней Руси (Расы, Раши) в далекую Индию... Найти следы, в прах развеянные ветрами тысячелетий и необозримых пространств! Однако случилось чудо: следы отыскались — в курганах вдоль исконных дорог, доныне бороздящих наЧонгаре W г <7V Коллаж КОМАРОВА степи Нижнего Поднепровья (древнего Синда, или Инда, как считают языковеды). Я понял это в начале 70-х годов, после раскопок Высокой Могилы у Староселья на Херсонщине,— здесь впервые удалось расшифровать мифы, заложенные в «пирамиды степей». На Чонгарском полуострове Азовского моря (вернее, болотистого залива его — Сиваша) был исследован уникальнейший комплекс из двух соприкасающихся насыпей. В этом памятнике обнаружились чрезвычайно наглядные соответствия одному из наиболее волнующих учений... Об этом индоарийском учении и, главное, о следах его зарождения в прилегающих к Нижнему Днепру областях и хочу рассказать. Вишну, возлежащий на змее Шеше. Около 600 г. Храм Дасаватара. Схема раскопок кургана № 6 у села Малая Белозерка. Скелеты погребенных были обнаружены в глиняных кувшинах. |