Вокруг света 1992-04-06, страница 26

Вокруг света 1992-04-06, страница 26

Александр СТРЕЛЕЦКИЙ,

наш спец.корр.

ПОЛЯРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Второй сезон живет робинзонада. Дважды собирала она тех, кто стремится испытать себя в суровых условиях северного лета. Возраст конкурса младенческий, но опыт, приобретенный его организатором — петрозаводским клубом «Полярный Одиссей», — стоит многого. Питание, транспортировка, обеспечение безопасности, радиосвязь, медицинское обслуживание, предварительный отбор участников — вот далеко не полный перечень забот устроителей этого, казалось бы, на первый взгляд несложного мероприятия. Ведь как думают не посвященные в эти проблемы люди? Раз еды, жилья и прочих благ цивилизации подросткам не нужно, то и сложностей никаких — доставили на остров — и баста. Признаться, и я не очень хорошо представлял себе весь объем работ. А ведь все это делается в наших сегодняшних условиях, когда кусок хлеба купить порой проблема... Не преодолеть бы эти преграды, если бы не энтузиасты, люди, которые бесплатно или за чисто символическую плату, в счет отпуска, согласились участвовать в «несерьезном», как многие считают, деле. Большое им всем спасибо. Слова благодарности и спонсорам — Беломорскому филиалу Сбербанка, Беломорскому филиалу экономбанка, районному узлу связи и помощникам — Беломорской базе гослова, Минздраву Карелии, Республиканскому физкультурному диспансеру... Да разве всех перечислишь. Благодаря их материальной и организаторской поддержке удалось избежать денежных сборов с участников состязания.

Все это я пишу после разговора с главными организаторами робинзонады — Александром Кондрашевым и Сергеем Щуковским. В момент моего приезда в столицу северных Робинзонов — город Беломорск — Большая земля (в лице Сергея) занималась поисками судна, готового доставить ребят домой. Они уже несколько дней «загорали» в ожидании подходящего транспорта. Неудача следовала за неудачей. Остров слал отчаянные радиограммы. Питание кончилось. Похоже, что эксперимент на выживаемость продолжался, только на этот раз в более расши-

06 экспедиции «Полярный Робинзон-90» «Вокруг света» рассказывал в № 1, 2, 3/91.

ренном составе. Сейчас в него уже включились и доктора, и радисты, и наблюдатели. Наконец было решено обратиться к депутату. Это была последняя надежда. Но, как в фильме с хорошим концом, на помощь пришли военные. Проходящее мимо острова топографическое судно сняло терпящих бедствие и направлялось в Беломорск.

Это, увы, лишило меня возможности самому побывать на островах. Оставалось стоять на пирсе и вглядываться в морскую даль.

Отбор робинзонов этого года имел свои особенности. Во-первых, более тщательно выверенная анкета, составленная с помощью психологов. Во-вторых, длительный и серьезный второй тур состязания — поход, во время которого выяснялись как психологическая совместимость, так и физическая выносливость участников. И наконец, новая и более насыщенная программа пребывания на острове: постройка жилья, запас продуктов впрок, создание «памятника цивилизации» (своего рода экзамен на творческую смекалку), исследования и так далее. Прошлогодние ро-бинзоны тоже могли принимать участие в соревновании и принимали — тот же Алексей Шеметов («Знахарь»*). Некоторые из них состязались в отборочном туре, но не прошли, а часть посчитала неправильным свое участие в основном составе и ограничилась ролью наблюдателей и помощников. Был расширен и возрастной состав. Одному из победителей — 20 лет.

Скупые строчки радиограмм поведали мне, что дела на островах шли в целом неплохо, хотя были и свои нюансы. Пришлось, например, снять с острова братьев Лебедевых, которые ленились не только выполнять программу, но даже вывешивать спасательные жилеты — знак того, что на острове все в порядке. Это было серьезным нарушением правил, и Лебедевых заменила другая пара из числа наблюдателей, которая так хорошо справилась с заданиями, что, если бы у нее было больше времени, судьба первого места могла быть иной. Возникли трения и между двумя другими робинзонами — их едва не сняли с острова. Были и болезни, в ос

* Как и в прошлом году, у каждого участника конкурса была кличка, которую он сам себе выбрал.

новном простуда, но лишь в одном случае пришлось вывезти больного, и все тяготы эксперимента достались оставшемуся на острове. Случались травмы, но, к счастью, также не слишком серьезные. Трем врачам — детскому хирургу, терапевту и бывшему спортивному врачу, а ныне рефлексотерапевту, хватало работы. Эта дружная команда была готова к любым неожиданностям и испытаниям, впрочем, как и все население базового острова. Но если бы понадобилась помощь Большой земли, то наготове были радисты во главе с Юрием Промоховым. Кстати, экспедиция «Полярный Робинзон-91» благодаря радистам приобрела, не побоюсь этого слова, широчайшую известность во всем мире. О 12 отважных подростках узнали в 66 странах. 3 тысячи абонентов выходили на волну радиостанции Конд-острова. В специальных международных радиолюбительских журналах робинзонада была объявлена задолго до проведения, и задержка с доставкой экспедиции на остров, сложности с судном вызвали шквал запросов: почему молчите? что случилось? А как объяснишь, что денег нет и нужно ходить на поклон в разные начальственные кабинеты, и далеко не все горят желанием помочь...

Вглядываясь в быстро темнеющий горизонт, я невольно вздрогнул, когда сзади раздалось: «Добрый вечер!» Оглянувшись, увидел, что на берегу уже вовсю идет выгрузка рюкзаков, палаток, радиостанции... Ребята по цепочке споро передавали друг другу вещи. Оказывается, высадили их на другом причале и сюда они приехали на грузовичке. Грязные, в рваных куртках, схваченных неровными заплатками и швами, в расползавшихся ботинках и кедах — компания эта одним своим видом могла обратить в бегство любого случайного прохожего. Но в глазах этих парней было нечто такое, что не способны дать никакие блага цивилизованной жизни. Их лица излучали гордость, достоинство, энергию и, конечно, удовольствие от того, что испытание окончено. И это поле, излучаемое ребятами, заряжало всех. Я ощутил его тоже. Пока ребята накрывали на стол, организаторы собрались в кубрике бота, только что пришвартовавшегося у причала.

24