Вокруг света 1992-04-06, страница 66

Вокруг света 1992-04-06, страница 66

НЕЗЕМНОЙ БОРОБУДУР

Раз в год султан Джокьякарты в сопровождении свиты совершал паломничество в долину Кеду к вулканам-близнецам Ми-рапи и Мирбабу, чтобы выпросить для страны божеского благословения и отвести от нее все беды и проклятья. И все же в 1006 году стихия обрушилась на благодатную землю восточной части острова Ява. Беда в Кеду пришла неожиданно, с восходом солнца. Клубы раскаленного песка, потоки грязи и вулканической лавы сметали все на своем пути. Жертвой этого бедствия стал Боробудур — крупнейший памятник буддийской архитектуры, сооруженный около VIII — IX веков, своеобразное магическое отображение системы мира и космического порядка с точки зрения буддизма.

Он воплощает собой буддийскую идею о восьми ступенях на пути к просветлению. Храм имеет вид огромной ступенчатой пирамиды, возведенной на склонах земляного холма, наверху которого помещена пагода, олицетворяющая конечную цель религиозного учения — нирвану. Его цоколь символизирует мир плотских вожделений, следующие четыре яруса — борьбу человека за подавление желаний, а три круглые террасы — последние этапы приобщения к нирване. Вдоль нижних террас тянутся барельефы, которые открывают взору паломников эпизоды из раннего существования и грядущей жизни Гаутамы Будды, буквально «просветленного».

В храме насчитывается 500 фигур Будды, которые подают верующим знак рукой: на восточной стороне пирамиды они призывают землю в свидетели правоты своего учения, на южной обещают верующим исполнить все их желания, на запад

ной стороне застыли в позе медитации, на севере вдохновляют паломников идти дальше по пути спасения.

Ни в одном индийском храме не было так подробно представлено буддийское учение, как на каменных галереях нижних террас индонезийского Боробудура.

Начиная с обрядовой лестницы на той стороне, где восходит солнце, 120 рельефов изображают Будду, решившегося ради спасения человека на 12 перерождений. Как повествует легенда, для своего последнего перевоплощения он избрал семью правителя племени ша-киев; ребенком и юношей Сидд-хартха Гаутама совершал удивительные чудеса.

Будда Сиддхартха наставлял народ назидательными притчами, которые позже были записаны поэтами-мистиками и служили доказательством существования бога. Это мудрые, удивительные сказки, «Джатаки». 720 барельефов изображают сцены из священных легенд в первых галереях храма. Над ними в великолепных каменных гротах восседают фигуры Будды. Небесные создания и магические чудовища — макарас — защищают от всех зол грешного мира ворота, через которые к вершине поднимаются паломники.

Боробудур представлял собой полную противоположность несовершенной жизни. Это был символ неба. Здесь, в полутьме коридоров храма, человек погружался в состояние духовного единения с божествами.

Уже тысячелетие Боробудур смотрит с высоты своего холма на долину Кеду, вулканы и скалистые хребты. Долгое время он считался духовным центром Явы. Но из-за упадка буддизма люди оставили

его. Вулканический пепел засыпал террасы. Джунгли со всех сторон обступили и поглотили Боробудур.

Тайный страх вынуждал людей сторониться этого злополучного места. Говорили даже, что фигуры Будды будто бы превратили в камень принцев одного грешного рода.

Но все же Боробудур не был окончательно забыт. В 1814 году по поручению губернатора Явы была прорублена просека, ведущая к вершине священного холма. Ответственность за восстановление и сохранение исторического памятника была возложена на голландские и индонезийские власти (в то время Индонезия находилась в тор-гово-военной сфере влияния Голландии). Однако первые реставрационные работы по спасению храма были проведены только в 1907 — 1911 годах. Под руководством старшего лейтенанта инженерных войск Теодора ван Эрпа были восстановлены верхние террасы и пагоды, из земли выкопали большое количество отломившихся в результате землетрясений и под действием времени голов скульптур и части балюстрады.

Но вскоре над Боробудуром нависла новая угроза. Видимо, из-за неисправности древней системы отвода дождевых потоков. Почва холма, на котором был сооружен храм, стала постепенно размываться во время тропических ливней — в год в Индонезии выпадает 2000 миллиметров осадков. Боробу-дуру грозило разрушение.

В наполненных водой трещинах каменных плит сооружения буйно разрослись водоросли, лишайники, барельефы покрылись плесенью. Скульптуры разъедала соль.

(Окончание см. на 4-й стр.обл.)

НАШ КОНКУРС

«СУПЕРФАНТАСТ-92»

Впервые журнал «Вокруг света» и передача «Пингвин» радиостанции «Смена», которую можно услышать ежедневно в 7 часов утра по 1-й программе радио, проводят конкурс на самый короткий и самый фантастический рассказ «Суперфантаст-92». В конкурсе могут принять участие те читатели и слушатели, которым еще не исполнилось 18 лет. Лучшие рассказы прозвучат по радио, а победители увидят свои произведения в журнале в начале 1993 года. Среди призов — 12-томная библиотека «Вокруг света», годовая подписка на журнал и его приложение «Искатель», а также приглашение радиостанции «Смена» в Москву для дегустации

продукции известной фирмы мороженого «Пингвин».

Конкурс продлится до 1 ноября 1992 года. Размер фантастического рассказа не должен превышать двух страничек машинописного текста. Если возможности напечатать рассказ нет, можно написать его от руки, но обязательно четким и ясным почерком.

Рассказы направляйте в адрес журнала «Вокруг света»: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., 5а, с пометкой «Суперфантаст-92».

Редакция не рецензирует и не возвращает полученные рассказы, но будет регулярно сообщать о ходе проведения конкурса на страницах журнала.

64