Вокруг света 1993-05, страница 47

Вокруг света 1993-05, страница 47

СЕНСАЦИЯ! ПОДЛИННЫЙ РАФАЭЛЬ!

В родовом замке герцогов Нортумберлендских обнаружена —и в отличном состоянии! — картина великого Рафаэля «Мадонна с гвоздикой». Шедевр, стоимость которого эксперты оценили пока в 30 миллионов фунтов стерлингов, неприметным пылился в одном из темных коридоров частного, то есть закрытого для публики, крыла замка. Картина более трех веков принадлежала именитому итальянскому роду Одди. В середине прошлого века творение Рафаэля приобрели британские аристократы. Но в 1882 году музейные эксперты объяснили герцогу, что его надули, настаивая, что картина написана всего лишь одним из рафаэлевских учеников. В глазах чопорных собственников полотно утратило цену, интерес к нему пропал, потому и убрали его подальше. И вот теперь, разбирая художественные завалы замка, доктор Николас Перри, эксперт лондонской Национальной галереи, опроверг вековой давности вердикт и доказал подлинность рафаэлевского письма. Не в первый раз в коллекциях британских аристократов среди массы малоценных вещиц обнаруживают жемчужины. Только за последние полвека таким образом является третья работа итальянского гения.

У доктора Перри расписаны ближайшие пять лет: владельцы многих замков надеются найти своего Рафаэля...

НЕ РУГАЙТЕ АКУЛ!

Акул принято считать врагами рода человеческого. Есть, правда, у них и симпатичные черты: плавники, скажем, или молодое мясо, которым любят полакомиться в приморских краях. В пелом же люди к акулам относятся недружелюбно. Изменить такое отношение может открытие, сделанное группой ихтиологов. Детально исследуя внутренние органы пойманной у побережья Новой Англии небольшой собачьей акулы, ученые открыли новое вещество, названное ими «скваламин», что можно перевести как «акулин». Вещество это природный антибиотик и способно эффективно уничтожать бактерии, грибки, паразитов. В организме акулы оно берет на себя заботу о здоровье. Скваламин, как оказалось, можно с успехом применять при лечении некоторых инфекционных болезней человека. Причем для этого не обязательно открывать массовую охоту на акул. После того как стала известна химическая формула скваламина, препарат можно изготовить в лаборатории. Кто его знает —может быть, еще появится на берегу океана зубастый памятник со скромной надписью на постаменте «Спасителю — благодарное человечество».

л □ и ldloi А!

ИНСПЕКТОР ВДОХНОВЕНИЯ

Недавно в Трансильванию приехал Даниэль Ферсон, британский джентльмен. Что значительного в этом событии? И сам север Румынии не столь уж далек от туманного Альбиона. Дело, однако, в том, что мистер Ферсон не просто турист: он приходится внучатым племянником Брэму Стокеру, популярному некогда писателю. В конце прошлого века Стокер собрал все доступные сведения о валашском князе Владе Цепеше, жившем в середине XV века, известном под прозвищем Дракула. Стокеров роман популярен до сих пор. Мистер Ферсон решил посетить все трансильванские местности, в которых развертывается действие романа. После визита он сообщил, что прадядюшкина книга весьма точно передает не только мельчайшие подробности пейзажа, но и настроение, которое охватывает человека в романтическом месте. А ведь прадядюшка отродясь не бывал в Трансильвании, а пользовался лишь гравюрами да фотографиями. Магия воображения помогла Брэму Стокеру вжиться в пейзаж, прочувствовать его в целом и в деталях. Передать свои ощущения было делом творческой техники. Авторы телевизионной эпохи ее — увы! — в значительной мере утратили...

О ПОЛЬЗЕ СТАРЫХ РУКОПИСЕЙ

Утверждают, что статистика знает все. Знает ли она, кто ее собственный отец? Мнения на этот счет могут быть различными, но английские статистики уверены, что это сэр Уильям Нетти, экономист семнадцатого века. Больше всего времени Петти уделял политэкономии, к тому же высказывал неординарную эрудицию во всех разделах геометрии, а между делом ...изобрел судно-катамаран. В последние годы возродился интерес к его работам. Совсем недавно наследники Петти продали Библиотеке Британского музея за миллион фунтов несколько фолиантов рукописных работ своего предка. И еще — отлично им составленные географические карты; он и в картографии преуспел. Произведения три века хранились в семье, передаваясь из поколения в поколение, и не привлекали внимания издателей. И вот — почивший классик-теоретик солидно помог своим потомкам на практике.

Заботливо храните рукописи своих предков!

ПРЕЗИДЕНТ НЕ ШУТИТ

В свободной стране каждый волен высказывать любые, даже парадоксальные идеи. Свободен даже президент, этот слуга народа. Так, президент одной из республик Черного континента (республику не называем из дипломатической вежливости) проговорился: «Демократия для африканцев — роскошь!» Поскольку слушатели были ошарашены —не столь мыслью, ибо большинство думало так же, а скорее тем, что она высказана публично. А политический патриотизм может пробудить дремлющее соперничество враждовавших племен. Это приведет к беспорядкам и ослаблению государства. Поэтому африканцам лучше уж объединяться вокруг одной-единственной партии Слушатели зааплодировали: президент прав.

Он там всегда прав.

'КРУТ

ЯПОНСКАЯ МАФИЯ: ВСF КАК У ЛЮДЕН

Японскую исполнительность, аккуратность и честность нам порой ставят в пример... Исполнительность? Да. Аккуратность? Конечно! Но честность? Гм... Недавний скандал с участием транспортной компании «Токио Сигава Кюбин» и парламентария Син Ка-немару поставил под сомнение одну из превозносимых добродетелей. Депутата уличили во взяточничестве. Эка невидаль! В наши дни — почти тривиальное дело. Но при расследовании вскрылась стройная система связей между политиками, предпринимателями и «якудза», японской мафией,— связи, уходящие корнями глубоко в прошлое. Якудза заключена в строгие рамки жестокой организационной структуры: сто тысяч человек разделены на семьсот разновеликих банд; рядовые мафиози выполняют, как и везде, грязную работу и скрываются от полиции, а «крестные отцы» управляют солидными фирмами, совершенно легально контролируя игорный бизнес, торговлю наркотиками, проституцию... В общем, все как у людей!

О СЛАБОСТЯХ ВЕЛИКИХ

Роясь в бумагах великого биолога Пастера, только что приобретенных французской Национальной библиотекой, принстонский историк Джеральд Гейсон обнаружил кое-что — по нашему представлению — несвойственное гению. Пастер отмечал в лабораторных дневниках, которые не предназначались для постороннего глаза, свои, скажем так, некорректности при проведении медицинских экспериментов. Так, в 1885 году к нему привезли Жозефа Майстера, девятилетнего мальчишку, которого укусила бешеная собака. Пастер, не колеблясь, сделал прививку, хотя безвредность вакцины тогда еще не была подтверждена (но — отметим —ребенка спас). В другой раз великий Пастер выдал за собственное изобретение вакцину, приготовленную по рецепту ветеринара Туссена, который обратился к нему за консультацией, но неожиданно умер. Снадобье осталось в пастеровской лаборатории и было принято к производству и употреблению: сработал авторитет Пастера. Зачем все это публиковать? Чтобы мелкие люди получили удовольствие от того, что титан науки был не лучше их?

Все равно он останется титаном, слабости же лишь подчеркивают, что ничто человеческое ему не чуждо. Вопрос другой: а как в таких случаях выглядит личность публикатора?

Подготовил Л.МИНЦ Рисунни В.ЧИЖИКОВА

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Как сделать дипломат из бумаги?

Близкие к этой страницы