Вокруг света 1994-08, страница 16ОТКРОЙ ТАЙНУ, ЗОЛОТОЕ ЛИЧИКО Имя ее неизвестно. Пока. Мы уже о ней многое знаем. Она прожила всего двадцать лет, когда отошла в мир иной. Набальзамированное тело обернули тончайшими льняными лентами и обвили гирляндами. Позолоченная маска — глаза из стекла, брови — полоски ляпис-лазури — закрыла голову и плечи. На груди — пластина с сюжетами из Книги Мертвых. Мумию женщины возложили на ложе из цветов, помещенное в тяжелом деревянном гробу. В ногах ее упокоилась мумия младенца. Их укрыли в скальной усыпальнице Фаюмского оазиса, что в Западной Египетской пустыне. Там они и пребывали, пока, две с лишним тысячи лет спустя, гробницу не открыл археолог Уилфред Григгз из университета Бригэм Янг. Судя по иероглифическим надписям, здесь погребена дочь главного жреца; радиоуглеродный метод позволил датировать захоронение 220 годом до нашей эры. К тому времени религиозные верования Египта подверглись влиянию культур Средиземноморья. Но надписи и рисунки на маске, грудной пластине, на гробе свидетельствуют о прочной, традиционной для древних египтян, вере в существование загробного ми Da, и содержат детали потусторонней жизни. Это позволяет Григгзу считать доказанным существование — в преддверии христианства — основных чисто египетских ритуалов и верований далеко за пределами долины Нила. Последующие кропотливые анализы органических тканей позволят, как надеются исследователи, установить степень родства женщины и младенца и даже идентифицировать личность дочери жреца. Со временем мумии займут почетное место в Египетском музее в Каире. Ведь не напрасно Уилфред Григгз «окрестил» свою находку как «наиболее сохранившееся, самое полноценное захоронение конца эпохи позднего Египта». К.МЫШКИНА ЗАТЕРЯННЫЕ В ДЖУНГЛЯХ Рольф Круше из Лейпцига и Клаус-Петер Кестнер из Дрездена, специалисты по южноамериканским лесным индейцам, недавно побывали в первобытном индейском племени, обнаруженном на берегах притока Рио-Куруати на севере бразильского штата Пара. Экспедиция, организованная страстными воздухоплавателями из Люнебурга, стала возможной благодаря специальному разрешению «Фундасан Насьо-нал ду Индиу» — сокращенно — Фунаи, бразильской организации, опекающей индейцев. Сама Фунаи лишь незадолго до этого вступила в контакт с маленьким — всего 170 человек — затерянным в джунглях племенем. Люди этого племени называют себя Цое — «Люди». Как констатировали этнографы, они отличаются от других племен этого района полной наготой, более темным цветом кожи и наличием растительности на лице и теле. В нижней губе они носят деревянные колышки. Носят все — и мужчины, и женщины, и дети. Белая деревянная палочка меняется на протяжении жизни на соответствующую возрасту и может достигать 15 сантиметров в длину. Роланд Гарбе, участник экспедиции, зубной врач по специальности, видит в губном колышке одну из причин высокой заражаемости цое, например, гриппом. Из-за того, что рты у цое постоянно полуоткрыты, они дышат больше ртом, чем носом — феномен, встречающийся среди детей, привыкших сосать большой палец. При этом нормальные очистительные и дыхательные функции носа ослабляются, и инфекция гораздо проще попадает в дыхательные пути. Когда у малышей во второй раз прорезаются зубы, им вставляют первые губные папочки. Это событие отмечается праздником посвящения. Цое пьют легкую бражку из плодов маниоки, но в таких количествах, что долго потом не могут прийти в себя. Язык индейцев цое, очевидно, относится к языковой группе тупи, входящей в большую семью южной Амазонии. Но цое живут в дождевых лесах к северу от Амазонки, где распространены языки карибской группы. Это позволяет предположить, что предшественниками цое были индейцы апама. В XVII столетии апама вместе с аначами, единственными тупи на бразильском северном берегу, были перевезены через юеку миссионерами. После того, как в 1820 году цое увидел немецкий исследователь Карл фон Мартнус, они больше чем на полтора столетия затерялись в джунглях. Лишь в 1975 году в индейскую деревню попали геологи, но вынуждены были спасаться от цое, вооруженных как в каменном веке, на вертолете. А два следопыта из Фунаи, присланных впоследствии, были убиты. Тайная попытка, предпринятая лингвистами-миссионерами американской Миссии новых племен, окончилась в 1988 году трагически: 45 индейцев умерли от гриппа. Чуть позже Фунаи послал к цое медицинскую сестру Раймонду Родригес да Луз... Однако первыми серьезными учеными были Круше и Кестнер. В скором будущем немцы планируют еще одну экспедицию на Рио-Куруати. Причем будут изучаться не только культура и история цое. В рамках этого исследования -вместе с бразильскими властями — предполагается подумать и об охране джунглей. П.МОРГУНОВ 14 |