Вокруг света 1995-03, страница 29

Вокруг света 1995-03, страница 29

Исследования, проводимые Эммой Гуирис, доказывают, что уровень выживания черепах очень низкий и, основываясь на этом, нужно разработать метод сохранения морских черепах.

Но не имеет смысла охранять рептилий только в одном районе, так как, переплывая на другие территории, они все равно могут стать жертвами хищных рыб.

Почти половина зеленых морских черепах (Chelonia mydas), обитающих на Большом Барьерном рифе, мигрируют от мест кладки яиц на побережье до мест, богатых кормом, выходящих за границы Австралии и расположенных у берегов Новой Зеландии, Новой Гвинеи и Индонезии.

ОХОТНИКИ НА ЧЕРЕПАХ

А там, в морях севернее и восточнее австралийского континента, с давних времен и по наши дни ведется охота на морских черепах, которая запрещена в Австралии.

«Я не могу ездить по этим странам, как это делает Колин, и убеждать местные власти запретить охоту на редких животных, занесенных в Красную книгу, — говорит Эмма Гуирис. — Скорее, я научусь ходить по потолку нашей лаборатории, чем бюрократы примут какое-то решение».

Доктор Лимпус, напротив, ездит в Индонезию и объясняет властям, что черепахи не воспроизводятся через семь — восемь лет, как некоторые считают. Он уже давно занимается изучением этих животных, и его исследования показали, что Chelonia mydas может иметь потомство только через тридцать лет после своего рождения.

«С помощью научных исследований, — объясняет Лимпус, — можно свести на нет аргументы торговцев черепахами. Моя коллега Жан нет Норман летала в Бали и брала пробы крови у пойманных там черепах. С помощью генного анализа она установила, что эти рептилии родились не на индонезийском побережье, как утверждают торговцы, а в Австралии, и перекочевали сюда в поисках корма».

Остается только надеется, что местные власти, которые вправе запретить охоту на черепах, прислушаются к мнению ученых.

Беноа, рыбацкая деревушка на острове Бали — жемчужине индонезийских островов. Она расположена на песчаной косе на юге острова. В деревне два ресторана и протянувшийся на сотню метров пляж для туристов. Многие из них, за очень почитаемые здесь доллары, стремятся насладиться впечатлениями; покататься на лодках, посмотреть храмы и хижины местных жителей.

Невидимая и редко пересекаемая граница отделяет этот туристский район от настоящей деревни. Недалеко от побережья, где еще слышны восторженные голоса туристов, стоит здание с выходящим во двор навесом, обнесенное стеной с колючей проволокой и осколками битого стекла, чтобы никто посторонний не мог попасть на территорию.

Если все-таки окажешься под навесом внутри здания, проникнув с другой стороны фасада через маленькую деревянную дверь, то увидишь на стене надпись — «R.S.» — сокращенное название фирмы Rasa Sayang, переводится как «чувство любви». Однако то, что здесь происходит, никак не связано с этим чувством. Скорее, наоборот.

45 черепах лежат одна на другой на бетонном полу. Здоровые, толстые самки и самцы Передние их плавники связаны так, что они не могут двинуться с места. Трое сотрудников ставят на панцирь следующей жертвы номер 46. Ее панцирь не будет распилен, его всего лишь откроют, освободят от внутренностей и продадут туристам, жаждущим экзотики. И он будет висеть вместо украшения где-нибудь в Америке или Европе.

Эти люди вскрывают панцири бедных жертв, как консервные банки. Но консервы не двигают плавниками и не высовывают из панциря голову, пытаясь воспротивиться насилию. Черепахи устроены так, что, даже после того, как их разрезали на части, они еще продолжают жить.

Существуют и другие способы уничтожения этих животных. В Мексике используют специальный пистолет, из которого стреляют в голову черепахи. После такого выстрела ее жизнь обрывается мгновенно.

Но сегодня стоит вопрос не о том, как «гуманно» убивать черепах, а о том, чтобы сохранить бесценные виды, многие из которых обречены на вымирание.

Индонезия — идеальная страна для морских черепах: 70 процентов территории занимает океаническое побережье. Место для кладки можно найти и на 1300 островах, которые расположены в акватории диаметром 5000 км. Здесь обитают шесть из семи видов морских черепах. На все виды, и особенно на Chelonia mydas и Eretmochelys imbricata, ведется беспощадная охота.

У них самый ценный панцирь, из которого делают безделушки или продают его целиком.

Ученые наблюдают за появлением на свет нового поколения морских черепах.

Кроме того, из яиц и мяса Chelonia на Бали готовят массу блюд для туристов.

Морских черепах приносят в жертву в буддистских храмах на острове. Собственно, в жертву приносится только голова животного, а мясо жарится на ритуальных празднествах.

На поиски взрослых, больших черепах охотники пускаются в восточную Индонезию на Ириан Джайя, на острова Ару и даже к австралийскому побережью. Практически нет мест на побережье, где нельзя было бы увидеть рыбаков на моторных лодках, которые ловят черепах с помощью сетей или убивают их гарпуном. Дальнейший путь охотников за черепахами лежит в Беноа. Нигде в мире вы не увидите столько торговцев черепахами, как в этом месте. По подсчетам «Гринпис», в 1989 году здесь было продано 14 тысяч черепах. В 1990 году минимум еще 21 тысяча животных, из которых большинство умерло в пути и было выброшено назад в море.

И, хотя все больше черепах становятся добычей охотников, ученые все-таки надеются, что еще долго смогут видеть животных, выходящих на побережье, чтобы дать жизнь новому поколению.

По материалам журнала «Geo» подготовил И.КУЖЕЛЫЮВ

Г 4