Вокруг света 1996-07, страница 38Есть но земле такие места, где ощущаешь некое энергетическое поле. Оно колеблется, Вибрирует В такт твоей духовной сути, словно хочет сообщить что-то о большом и важном... Поверьте, такие геопояса существуют, это доказано наукой. Б.Б.РЕЗВАНЦЕВ, председатель научно-спортивного общества «Лотос», Б.З.РЕЗВАНЦЕВ (ФОТО) Наше общество «Путь Лотоса» в Алма-Ате постоянно ищет эти волшебно-чудес-ные зоны. Перевал Алтын Эмель в Джунгарском Алатау, что на юге Казахстана, открылся нам во время одной из экспедиций, и преподнес сразу две находки. Трудно без волнения подниматься на этот поистине исторический перевал: все время думаешь о тех, кто прокладывал здесь тропы задолго до нашей эры, отыскивая благодатные участки обильной охоты, кто вел когда-то через эти горы караваны... На перевале встречались народы Великой Степи и Центральной Азии, скрепляя договора тамгами-петроглифами, которые и сегодня можно найти на скалах Здесь пролегал главный путь, по которому шло освоение Семиречья. Отсюда впервые П.П.Семенов-Тян-Шанский увидел горы за рекой Или и назвал их Заилийским Алатау. На этом перевале Г.Карелин, русский путешественник и натуралист прошлого века, нашел пудовый самородок золота в виде лошадиной головы. Недаром Алтын Эмель переводится как «Золотое седло». Здесь закончился жизненный путь Чокана Ва-лиханова, казахского ученого и путешественника прошлого столетия, здесь начинались маршруты других ученых. В середине горы, что в километрах десяти от перевала, — штольня. Ее мы открыли на вторые сутки после того, как раскинули свой лагерь. Загадочные, пробитые в скале пять метров. И никаких следов рудного тела, хотя поблизости имеются месторождения цветных металлов. Штольня расположена так симметрично и красиво в окружающем ландшафте, что кажется: она предназначалась для жилья. Или это ритуальное помещение отшельнической секты? Или скрытое убежище очередного Али-Бабы и повязанных с ним разбойников? Удобнейшее место для просмотра Илийской ветви Великого Шелкового пути с его многочисленными богатыми караванами... Какое восхитительное состояние испытываешь, стоя вблизи штольни, от открывающегося вида! На юго-востоке — ширь Илийской долины. Река Или желто-синими петлями вьется среди буйной зелени. А чуть дальше от воды — черная каменистая пустыня с желтым конусом Поющего Бархана. За Илийской долиной в ясную погоду можно увидеть горы Центрального Тянь-Шаня с «маяком» Шелкового пути — пиком Хан-Тенгри. К северу поднимаются величественные снежные вершины Джунгарии. А вблизи штольни, в зарослях красного барбариса, бегут три ручейка с отменно вкусной водой. Первый весело журчит у основания горы, прямо под штольней. Два других отделены друг от друга невысокими перевальчиками. У второго родника наша основная находка — каменная баба. Скульптура женщины в натуральную величину, почти без ног. Она стоит на заметном возвышении между курганами с древними захоронениями. Кто и зачем высек ее из гранитной глыбы? Затратил столько труда, чтобы привезти на двухтысячную высоту перевала? Может быть, это известная правительница рода? По низу выбита надпись. Руки держат мешочек. Важнейшая и интереснейшая деталь. Дело в том, что всяческие атрибуты власти, вроде корон, скипетров и шапок, обшитых драгоценностями, — все это появилось позже. А до этого был просто мешочек с первыми в истории данного этноса деньгами. Известно, например, что Московский князь Калита вечно носил с собой мешочек-сумку (калиту), отчего и получил соответствующее прозвище. Нам кажется, каменная баба должна оставаться именно здесь, не переезжая пусть в самый что ни на есть престижный музей. Хранить покой удивительного мира, смотреть, как по Илийской долине проносятся тысячелетия. Чувствовать, как вновь возрождаются, по закону циклического спиралевидного развития, дружественные связи на Великом Шелковом пути... Археологическая наука относит подобные каменные идолы к V — VIII векам, то есть к доисламскому периоду на территории Казахстана. С этой каменной бабой связаны многие местные сказания. Лейтмотив их схож и весьма назидателен. Одна из легенд говорит о прекрасной Дэви — не то гуманоидной инопланетянке, не то воплощении энергетического поля в образе женщины. Дэви могла составить счастье человека, если он его заслужил, но могла и обернуться для него злым Джез-тырнаком — Медным Когтем. Как-то на охоте ее стрела поразила архара у родника. Когда Дэви подошла, то увидела, что убила не архара, а Адам Киика — священного человека-козла, по другим вариантам легенды, «снежного» человека. Тогда-то высшие силы, в лице разгневанного Хан-Тенгри — Повелителя Духов, посматривавшие из таинственной дымки высот, превратили Дэви в каменное изваяние. «Будешь стоять у родника, возле могилы Адам Киика, пока его собрат не полюбит тебя», — прогрохотали раскатами грома его слова. С тех давних пор Дэви Джезтырнак, дожидаясь любви и дружбы человека, замерла у родника под штольней, долго служившей ей домом. щ Раздел ведет А.ЧЕШКОВА 44 ВОКРУГ СВЕТА |