Вокруг света 1996-08, страница 31

Вокруг света 1996-08, страница 31

бороться, прокладывать дорогу — и вдруг увидеть, что весь подъем еще впереди... Психологически это было очень тяжело. Но они двигались вперед. Прошли ледопад перед началом стены предвершинной башни и там, на «8100», заночевали.

Утро 9 октября. День штурма девятый — и решающий. Вышли в шесть. Медленно набирали высоту. Здесь, на высоте выше восьми тысяч, в «зоне смерти», надеяться стоило только на себя. Этот урок Алексей вынес еще с К-2.

Ближе к вершине встретились очень трудные скалы. У них не было ни необходимого снаряжения, ни времени на их преодоление. Стали искать обход по снегу и льду. Это отняло больше времени, чем они рассчитывали. Снега было очень много, приходилось часто сменять впередиидуще-го. В 17.30 крутой снежный взлет закончился маленькой площадкой, где они едва разместились все вместе. 8481 метр.

Верхний снимок -покорители К-2, слева направо: Г.Копейка (Украина), Ш.Моди (Франция), В.Балыбердин, А.Никифоров (Россия),

P.S. Алексей Никифоров стал первым российским восходителем, поднявшимся на Макалу. Федерация альпинизма Санкт-Пе-тербурга представила в Спорткомитет России ходатайство о присвоении ему звания мастера спорта.

Двойное попадание

Домбай. Ущелье Алибек. Утро 30 июля 1994 года Идет седьмой день альпинистского сбора спортклуба «Штурм» из Санкт-Петербурга.

Группа альпинистов второго разряда стартует с Джаловчатского перевала. Позади неделя акклиматизации и тренировок. Их цель — вершина Эрцога, воспетого Визбором. Но чтобы туда добраться, необходимо выйти на ледник, подняться оттуда на вершину Джаловчат Узловой, далее траверсировать по гребню до Джаловчата Главного и уж потом выйти к Эрцогу Всего трудов до вершины и обратно часов на 8-10.

День накануне был ясным и солнечным, но с ночи небосвод подзатянуло, и рассвет встретили в легком тумане, серой облачности и мороси. По мере подъема на гребень погода ухудшалась, усилился ветер, повалил мокрый снег, видимость оставалась ограниченной. Так они шли по маршруту часов пять, преодолевая один скальный взлет за другим. Гроза началась внезапно — метрах в двадцати от впередииду-щего в камень ударила молния, грянул гром.

Правила поведения в таких ситуациях просты: скинь с себя все «железо», которое в избытке навешено на каждом альпинисте в виде всяких крючьев да карабинов, и уйди с возвышенности вниз. Ребята примерно так и сделали, хотя абсолютно все «железо» снять было невозможно, да и спуститься с гребня больше, чем на 4-5 метров, тоже не удалось — больно круты были склоны. Эпицентр грозы бушевал у них над головой. Волосы под касками шевелились и вставали торчком. Воздух наэлектризовался до крайности, и стоило чуть приподняться, как сразу же в ушах начинало звенеть. По склону метались огненные стрелы. Ощущения были не из приятных...

Так они отсиживались с полчаса, растянувшись вдоль гребня. Первая «двойка» решила все-таки дойти до конца маршрута — вершина была рядом. За ними потихоньку потянулись остальные. Последним шел Саня Перекатиенко. Забравшись на очередной скальный выступ, он выпрямился в полный рост. Александр не слышал раската грома и не видел огненного росчерка молнии. Что-то сильно ударило его по голове и ожгло шею. оры рухнули навзничь...

Саня лежал на спине с раскинутыми в стороны руками. Он не совсем ясно представлял себе, на каком свете находится в данный момент. Раздался новый удар грома и... концы пальцев левой руки будто окунули в кипяток А потом его стало раздирать на части, выворачивать и перемалывать. Как будто внутри все разрезали на куски и посыпали перцем. Не слыша соб

ВОКРУГ СВЕТА

33