Вокруг света 1996-11, страница 21

Вокруг света 1996-11, страница 21

Почтовый дилижанс «Iл о бус а»

Жан-Мишель плавал под водой во всех морях мира, от Аляски до мыса Горн. Если к числу «лучших воспоминаний» он относит девять часов, проведенные с дельфинами, своими любимыми животными, то во время жестоких игр с акулами он навсегда запомнил грот, который едва не стал его могилой: «Мой баллон с запасом воздуха случайно открылся, и я не смог дышать. Приемы быстрого всплытия доказали в этот момент всю свою эффективность». Жан-Мишель признается: «Мне не хватило бы десяти жизней, чтобы увидеть все скрытые под водой красоты. Даже два погружения в одном и том же месте никогда не бывают одинаковыми. Подводная жизнь очень напряженная, обстановка постоянно меняется...»

Будучи в постоянном движении, не способный плыть по течению, Жан-Мишель решил посвятить свои «последние пятнадцать деятельных лет» пробуждению интереса молодежи к окружающей среде. «Сегодня дети не умеют мечтать, — сокрушается он, — их занимают наркотики, алкоголь или насилие. Это несправедливо, и, чтобы исправить положение, надо подойти к ним с доверием». Втянувшись в борьбу, от которой он никогда не мог уклониться, убежденный, что взрослые чаще бывают озабочены выгодой, чем экологией, Жан-Мишель взял на себя роль учителя, производителя грез для подростков. Он создает образовательную программу по прикладной экологии, снимает телевизионные сериалы, где действуют молодые люди, которым хочется подражать. Кино давно стало для Жан-Мишеля профессией.

Он создает собственную фирму, цель которой — привить молодежи любовь к морю. Вместо «Калипсо», одиноко бороздившей океаны, десять судов, оснащенных оборудованием для подводного плавания, ждут его и его учеников в разных местах земного шара. «Ныряльщики — это подводные глаза человечества. Чем больше людей будет плавать под водой, тем больше шансов защитить море» — вот девиз Жана-Мишеля.

С годами его лицо все больше и больше становится похожим на лицо отпа, а его работа под водой — на выполнение завещания. Этот гуманист с бородой цвета перца с солью не жалеет трудов, чтобы заразить мечтами своей юности нынешнее поколение. Он хочет, чтобы у каждого была своя собственная «Калипсо»

По материалам журнала «Grands reportages» подготовила Г.СТАРОСТИНА

Уважаемая редакция!

Нашей кругосветной экспедиции «Тандем» около трех лет. На велосипеде тандем, следуя из С.-Петербурга до Владивостока, мы за 2,5 года заново открыли для себя страну, о которой, казалось, знали все. Тысячи встреч с самыми разными людьми — от «бандита» до «святого» — перевернули наше представление о России. Как художники, — мы очарованы величием природы, как путники, — поражены, насколько плохо жители нашей земли обустроены...

Немного о себе. Мы — выпускники Академии художеств, мне за 40 лет, жена намного младше. Мы пустились в путь в ноябре 93 года (точка отсчета — двери Русского географического общества), не завершив хлопоты по оформлению экспедиции, чтобы убедиться, наконец, в самой возможности передвигаться, и имея надежду найти средства и поддержку в дороге. Очень трудно убедить людей со средствами в том, что экспедиция не только оригинальная, но и полезная. К сожалению, мы не обладаем даром убеждения, нам это не удалось. А мысль так проста! Чем дальше развивается цивилизация, тем становится все тревожнее. Чем выше прогресс, тем дискомфортнее человеку и природе. Чем больше информации, тем более искаженным представляется мир. В этом мы убеждались постоянно, на всем пути. На стыке двух столетий будут подводиться всевозможные итоги, и без незамутненного взгляда путника картина будет неполной. Путешествия в XX веке утеряли то значение, которое они имели в прошлом, но и в век компьютеров от живого взгляда и слова Идущего не следует отказываться. Мы хотим быть представителями этого взгляда. Через Россию, через страны Востока и Запада объединить всю цивилизацию. Ценность такой экспедиции — в ее по

степенности, неспешности, что позволяет рассмотреть, как перетекают одни традиции в другие, насколько велика связь всего живущего на этой планете. Очевидно, что в XXI веке Общепланетарная мысль будет доминирующей, так почему бы не укрепить этот мостик из нашего столетия? К сожалению, год назад я постеснялся предложить вашему журналу эксперимент: проследить по мере продвижения с Запада на Восток за тем, что в начале века называлось этнографией и с чем остались мы в конце столетия. Это очень серьезная тема. Сравните людей с дореволюционных фотографии с современными, особенно глаза, наверное, им с нами было бы сейчас страшно. Мы проехали более 13 тысяч километров — через Казахстан, Алтай, Сибирь, Дальний Восток, по дорогам и бездорожью, мы встречали чудесных людей. Недавно мы вернулись из Владивостока, где нас встретили с большим вниманием, и администрация города даже посадила нас на обратный поезд до Москвы По зарегистрированному нами маршруту мы должны быть уже либо в Японии, либо в Китае, но пока граница для нашей экспедиции закрыта. Надеемся в Москве найти поддержку, чтобы продолжить путь уже из Владивостока.

С большим приветом — экипаж «Тандема», действительные члены Русского географического общества, ГОЛУБЕВА И ПОСОХОВ.

Е ОКРУГ СВЕТА

25