Вокруг света 1999-01, страница 75Виола Анатольевна Гущина, историк. Вера Сергеевна Цыпляева, хранитель коллекции дерева. иска, опираясь на тс же принципы, что и мастер из легенды, когда строил ее: польза, прочность, красота. И словно уловив мою мысль Луговой сказал: Очень интересен и реален проект реставрации храма Юрия Владимировича Писку попа, профессора из города Кирова. Этот проект включает одновре менно укрепление всего сооружения за счет пристенных деревянных конструкций и специальных домкратов между восьмериками и восстановление внутреннего облика церкви. Металлический каркас будет удален, работы будут вестись поэтапно, без ущерба для памятника. Еще в 1995 году проект Писку нова рассматривали специалисты из Министерства культуры России и ЮНЕСКО, и он получил одобрение... Уже в Москве, через несколько месяцев после поездки в Кижи, я узнала, что концепция и эскизный проект Ю. Пискупова прошли экспертизу Министерства культуры РФ. Дело, похоже, сдвинулось... живая церковь В двух шагах от Преображенской церкви стоит церковь Покровская. Первая летняя, холодная; вторая зимняя, теплая. Так обычно строили па Севере: две церкви рядом; жизнь подсказывала необходимость такого соседства. И если летняя церковь строилась обычно выше, наряднее (не надо было думать о сохранении тепла), то зимняя, где шли службы с октября но май, бывала меньше и проще. Но строить рядом с красавицей Преображенской... Очень трудная задача стояла перед зодчими XVIII века. И они ее решили, создав некое архитектурное эхо, то есть, с одной стороны, повторив принцип устремленности вверх, а с другой, подчинив зимнюю церковь летней и дополнив последнюю. ... В первое июльское воскресенье отмечался День всех святых Псков-ско-Печорской земли. Я пришла задолго до утренней службы, на которую пригласил меня отец Николай. Обошла, не торопясь, церковь, рассматривая ее. Здесь, в отличие от Преображенской, разобраться самой было нетрудно. Изба с высоким крыльцом и восьмигранная башня. Архитекторы бы сказали: «восьмерик на четверике». Восьмерик завершался повалом (так называют верхнюю расширяющуюся часть сруба) и девятью главами. А где же десятая? Да вот же - ниже, словно прильнула к степе, отметив снаружи место алтаря. Украшена церковь очень скупо: повал да зубчатый узор, опоясывающий восьмерик. Впрочем, и эта красота вполне целесообразна: и повал, и пояс защищают постройку от дождя. Разглядывая Покровскую церковь, замечаю, что ее главки достигают одного уровня с третьим ярусом глав Преображенской церкви. Вот почему, если смотреть издали, подплывая к острову, они сливаются в единое мпого-главие... В десять утра двери Покровской церкви открылись, и вместе с немногими прихожанами я вошла внутрь. И сразу поняла: всю свою фантазию и ма стерство северные зодчие вкладывали в создание внешнего облика церкви. Потому как храм это храм, и им должна любоваться вся округа! Внутри же эта зимняя церковь напоминала просторную, чистую избу. Сначала прохожу в сени, потом в трапезную, затем в само церковное помещение с иконостасом и царскими вратами, за которыми скрыт алтарь. Степы, сложенные из сосновых бревен, золотисто мерцают, источают тепло и свежесть. Когда-то в трапезной крестьяне собирались па свои сходы-суемы, позже здесь проходили занятия церковноприходских школ. Сейчас в трапезной открыта выс танка «Живопись древней Карелии» «Северные письма» XVI — XVIII веков... Иконы немногословны, сдержаны. Но разглядывая их, я, кажется, узнаю в библейских персонажах людей, которые жили в северных краях несколько веков назад. Вижу их кряжистые фигуры, угловатые движения; вижу, как они рубят лес, обрабатывают мотыгами землю, плавают на утлых лодейцах... Эти сцены крестьянской и монастырской жизни изображены на клеймах иконы «Зосима и Савватий Соловецкие в житии», находившейся в иконостасе Преображенской церкви. Есть на выставке и другие иконы из этого иконостаса. 76 ВОКРУГ СВЕТА 1/99 |