Вокруг света 1999-05-06, страница 53Условные знаки Археологические находки Древний город, развалины Монастырь Церковь, мечеть Исторический памятник Курорт, минеральные воды Центр зимнего туризма но) прямые потомки древних пелаз-гов1, язык которых они сохранили до сих пор, с теми, конечно, переменами, которые произошли в нем в течение тысячелетий. Албанский язык, хотя в него и вошло много выражений турецких, греческих, сербских и итальянских, есть язык самостоятельный, не имеющий ни малейшего сходства ни с одним из существующих теперь языков. По наречиям албанцы разделяются на гегов, живущих в северной части страны, и тосков, населяющих южную ее 1 Или, как более по-современному, по-научному, потомки фрако-иллирийцев, древнейшего индоевропейского населения Южной Европы. Албанский язык сохранил древние корни. Но фрако-илли-рийцы. конечно же, прапредки не только албанцев, но и сербов, болгар, греков, румын да и большинства балканских народов, на каких бы языках они ныне не говорили (прим. ред.). часть Геги отличаются от тосков более беспокойным характером, и турки с самого начала не могли подчинить их вполне своему игу. В начале средних веков албанцы находились под византийским господством, но приняли католическую веру. Впоследствии они признали над собой власть сербов и вместе с ними приняли в 1288 г. греческую веру, но геги в 1320 опять отреклись от нее. По смерти сербского царя Стефана Душана Сильного (1356) его великое царство распалось, и большая часть албанцев возвратила свою независимость. Верхняя Албания и северная часть Нижней Албании повиновались черногорской княжеской фамилии Балша, а остальные части страны находились под управлением маленьких самодержавных князей. Но турки вскоре завоевали большую часть Албании, и только Георгию Кастриоту (Скан-дербегу)2 удалось в 1443 освободить от их власти Верхнюю Албанию. По смерти его (1467) вся страна снова без труда была завоевана турками». Стоит к этому добавить, что с тех пор, когда Брокгауз и Ефрон издавали свои тома, Албания обрела независимость и короля, потом попала в итальянскую оккупацию, стала под водительством Энвера Ходжи ультракоммунистическим государством. Будучи и до того самым отсталым государством Европы, после правления Ходжи стала еще и самым нищим. Поэтому в сравнении с ней и неособенно богатое Косово казалось раем, и новые, и новые албанцы устремлялись туда. А религия в Албании при социализме была отменена, да и вообще религиозными албанцы никогда и не были, зато все - и мусульмане, и христиане обоих обрядов - Сербские хроники именуют его Георгием Йовановичем (прим. ред.). сохраняли вполне языческие верования. Так уж получилось, что большая часть албанцев живет вне Албании, но сколько их - сказать трудно. В Греции, например, всех православных албанцев учитывают как греков, мусульман же оттуда почти всех изгнали после второй мировой войны. При этом албанцы убеждены, что их в Греции почти 2 миллиона, а греки считают, что тысяч двадцать - тридцать. В Италии, где они компактно населяют две области на юге, их около 200 тысяч, все они католики и противоречий с итальянцами не имеют. В Македонии же их чуть ли не четверть населения, и отношения их с православными славянами весьма напряжены. И уж совсем выглядит для телезрителя как парадокс: албанские добровольцы из США перед отправкой на Балканы отслужили молебен в албанском православном соборе в Вашингтоне - все: и мусульмане, и католики, и православные (которых, правда, там больше всего). Дело в том, что этот собор - центр албанской духовной и культурной жизни в США. А самая почитаемая албанцами во всем мире женщина — Мать Тереза, причисленная католической церковью к лику святых. Она - косовская албанка В 1989 г. президент Югославии отменил автономию Косова. Шаг этот имел, как мы видим, тяжкие последствия. Хотя настороженность сербов понять можно: вспомните лишь, что во время второй мировой войны их погибло больше половины, и больше всего от рук говорящих на одном с ними языке хорватских фашистов-ус-ташей (хотя и немцы, и венгры приложили к этому руку). И весь раскол Югославии сопровождался такой кровью, что угроза еще одного сепаратизма казалась сербскому руководству невыносимой Распри на Балканах всегда очень кровавы и запутаны. Наверное потому, что все народы Балкан - побеги одной балканской лозы от одних корней При всем разнообразии языков и вер. # Л МИНЦ, кандидат исторических наук Апрель 1999 г. ВОКРУГ СВЕТА 5/99 1 5 |