Танкомастер 1992-01, страница 6

Танкомастер 1992-01, страница 6

ВОЗРОЖДЕНИЕ "ВОТАНА" или НЕМНОГО О ТОМ, КАК НА ЗАПАДЕ

ЦЕНЯТ СВОЮ ИСТОРИЮ

20 июня 1990 года председатель "Комитета по строительству танка A7V", бригадный генерал Раймунд Ротенбергер передал в танковый музей в городе Мюнстере созданный заново танк A7V - "прадедушку" всех германских танков. Установленный на диарамном подиуме танк принял бригадный генерал, начальник танковой школы и директор музея, Шулыд-Ропхоф. Это, подчеркивалось в прессе, открывает новые возможности для развития музея и его' сотрудничества с- властями города Мюнстер, поскольку музей, расположенный" на территории школы, разумеется доступен и для общественности. И этот интерес зарубежной прессы совершенно понятен ...

С тех пор, как германские части на полях первой мировой войны испытали на себе силу ударов первых английских танков, германский генеральный штаб не переставал изыскивать возможности для противодействия. Задание по скорейшему созданию собственного германского танка было выдано "Общему военному департаменту". его 7-му отделу, специализировавшемуся н-а военном транспорте. Отсюда и название машины, создававшейся под руководством инженера Вольмера. Из 20 построенных A7V 11 машин было построено у Даймлера

/Берлин-Мариенфельде/, 5 - у Бюссинга /Брауншвейг/ и 4 - у Леба /Берлин/ .

Практическое обучение экипажей новых машин - официально команда танка должна была насчитывать 16 человек из пехоты, артиллерии и моточастей, однако на практике их было 22, - проходило в Бовиле, штурмовом батальоне Pop, а техническое - в автошколе" в Берлине. Боевое использование новых машин совместно с английскими трофейными танками состоялось 21 марта 1918 года и было весьма успешным, несмотря на трудности ориентирования и механические поломки. В дальнейших боях англичанам удалось захватить танки "Мефистофель" и "Эльфрида" /все машины имели собственные имена/, и тайна нового германского оружия была раскрыта. 7 июля 1918 года военное министерство отказалось комплектовать новые подразделения с танками A7V, однако, оставшиеся в строю продолжают использоваться в боях: 1 июня 1918 года под Сэссоном и Раймзом. 9 июля под Мондидь.е и Нейоном, 15 июля на Марне и 7 октября под СеНТ-Этьеном. В последний раз их использовали 11 октября 1918 года под Ивой /севернее Камбрая/, после чего наступило затишье, потом перемирие, а 12 ноября танковые подразделения были ^распущены в Ербенхайме. Все A7V были выданы победителям, кроме одного - "Хеди", который в 1919 году вместе с двумя MkIV использовался против инсургентов во время революции в Германии. Затем его передали Польше, где его след и затерялся.

Следствием всех этих бурных событий стало то, что из всех танков A7V уцелел только один "Мефистофель", чудом оказавшийся в ... Австралии, в королевском«музее города Брисбейн. Попытка купить машину не удалась и немцы дважды, в 1983 и 1986 году, обмеряли машину, чтобы изготовить ее новодел, а уже 1 апреля 1987 года в Кельне был организован "Комитет по строительству танка A7V". К строительству были привлечены известные фирмы, которые сочли для себя честью участвовать.в воссоздании первенца германского танкостроения: Тиссен-индустри АГ, Краус-Маф-фей, Блом унд Фосс, Фридрихсгафен, Карл Цейс, КУКА, Крупп, Дайм-лер-Бенц и другие. Было организовано "Общество друзей и покровителей танкового музея в Мюнстере". Работа над новоделом продолжалась 15 месяцев, после чего танк своим ходом прошел по улицам Мюнстера, чтобы занять свое место в музее.

Хочется лишний раз напомнить всем любителям истории отечественной БТТ, что метод "народной стройки" - это же наше советское достижение и опыт других показывает его эффективность. Но разве у нас нет забытых, полузаоытых, а то и вовсе потерянных образцов БТТ. которым давно место в музее и которые вполне можно было бы воссоздать заново, вот так, всем миром ?

В.Шпаковский

О