Танкомастер 1998-01, страница 14

Танкомастер 1998-01, страница 14

«Град» шагает в XXI век

РАССКАЗАХ о системах залпового огня, от «Катюши» до «Смерча», основное место занимают или эмоции, — дым, грохот установки, паника в рядах ) противника, — или детальное описание пусковой установки на автомобильном шасси. На самом же деле основным элементом этих систем служит снаряд. Именно с его проектированием связаны основные трудности, и его характеристики определяют возможности системы в бою.

Ахиллесовой пятой всех систем залпового огня было большое рассеивание снарядов в полете. Высокая точность попадания в цель артиллерийских снарядов вызвана тем, что они разгоняются в канале ствола и, вылетая, имеют точно направленный вектор скорости, а их стабилизация в полете происходит за счет быстрого вращения вокруг оси. У реактивных же снарядов скорость схода с направляющих очень мала, порядка 25 — 45 м/с, и их разгон происходит на первых сотнях метров

траектории за счет работы реактивного двигателя, у которого неизбежно возникает небольшое отклонение вектора тяги от направления полета.

В годы Второй мировой войны отечественные 82-мм реактивные снаряды М-8, 132-мм снаряды М-13 и 300-мм М-30 стабилизировались в полете хвостовым оперением и запускались с установок балочного типа. Немцы же для своих 15-см и 21 -см минометов приняли турбореактивные снаряды, запускавшиеся с установок трубчатого типа и вращающиеся вокруг своей оси со скоростью в несколько тысяч оборотов в секунду подобно обычным артиллерийским снарядам; однако на это уходила значительная часть тяги двигателя. Таким образом, наша «Катюша» значительно выигрывала перед немецкими снарядами в дальности, но проигрывала в кучности. В кадрах кинохроники тех времен мы видим сильный разброс траекторий реактивных снарядов М-13 и М-30.