Танкомастер 1998-01, страница 35

Танкомастер 1998-01, страница 35

тельным 30-сильным турбоагрегатом, установленным в бро-некожухе слева на надгусеничной полке.

Еще одним испытательным стендом служил «объект 478Д» (больше известный на заводе как -85-й- по серийному номеру 52085). Он был оснащен ночным прибором наблюдения ТПН-4 ■Буран-Э- и системой стрельбы осколочно-фугасными снарядами «Айнет», подрывавшей их в заданной точке траектории над целью. поражая ее сверху ливнем осколков и фугасным ударом

мо. опасаясь неизбежного перерыва со сдачей машин в войска. Теперь же вопрос решился поневоле: поставлявшая литые башни -Азовсталь- в ходе конверсии успела развалить свое крупнолитейное производство, -за ненадобностью- списав оснастку. Аналогичные башни лил Омский машиностроительный завод, но надежд на получение требуемой -половины танка- из ставшей заграничной Сибири было еще меньше.

В конструкции новой башни сохранилось -фирменное- реше-

1,2. Испытания одной из опытных машин со "Шторой" на полигоне Дорогобу* под Смоленском (осень, 1990). Фото предоставил А, Шемет

3. Командирский танк "Объект 484», оборудованный вспомогательным турбоагрегатом по левому

(при обычном падении и наземном взрыве снаряда 3/4 осколков остается в воронке, а на ее образование впустую расходуется большая доля энергии взрыва). «Айнет» на полигоне доказал высокую эффективность — расщепленные мишени, по впечатлениям участников стрельб, «были изрешечены, как картечью-. Что же касается самого непереводимого названия, вызывавшего разнообразные догадки, то оно принадлежало к словам «птичьего языка-. которым МО пользовалось для пущей секретности при названии новых разработок.

Среди мер повышения защиты наибольшие надежды возлагались на комплекс оптико-электронного подавления • Штора-1*. ставший ответом на широкое распространение противотанковых средств с лазерным наведением и квантовыми дальномерами, обладающих высокой точностью огня (подобную систему имеет и сам Т-80УД). Зафиксировав с помощью чувствительных датчиков лазерный луч. означающий, что за танком идет охота. «Штора- автоматически разворачивает башню к источнику излучения и отвечает модулированным ИК-светом. наводя помехи в контуре управления ПТУР. Одновременно начинается отстрел гранат ЗД6, ставящих перед танком завесу дыма и мельчайших аэрозольных капель, рассеивающих лазерный луч. Приемные датчики системы монтировались попарно на крыше башни спереди и по бокам, а пара излучателей, служащих и для тепловой подсветки цели при ночной стрельбе — спереди по сторонам маски пушки. Вероятность поражения «занавешенного» танка снижается в среднем в 1,95 раза.

Перспективный танк должен был получить принципиально новую башню из сварных катаных бронеплит взамен привычной литой конструкции.

Предложения по переходу на сварно-катаную броню в ХКБМ звучали уже давно, образцы таких башен испытывались на опытных машинах, но с их внедрением в производство не торопились. Причиной было нежелание нарушать налаженную поточную технологию, да и заказчик не очень настаивал на новшестве, види-

ние заполнителя в «карманах» разнесенной брони: набор вертикальных стальных пластин и керамики, перемежающихся слоями пенополиуретана, в которых гаснет кумулятивная струя и вязнут стержни бронепробивающих снарядов. По сравнению с базовой, сварно-катаная башня с заполнителем (размещенным по иной схеме) по результатам отстрелов оказалась на 10—40% устойчивее к поражению кумулятивными боеприпасами и на 10—60% прочнее при снарядных попаданиях. При тех же размерах и меньшем весе несколько возрос внутренний объем башни, позволив скомпоновать перспективное оборудование и улучшить условия работы танкистов в боевом отделении. Для отработки технологии новой башни заложили серию из трех машин «объект 478БК-(«Береза-Катаная»), но из-за многочисленных нестыковок ее получил лишь один танк, а два других пришлось комплектовать литыми башнями из задела.

В ходовой части танка, сохраняя компоновку шасси Т-80. предполагали заменить обрезиненные опорные катки алюминиевыми

FT