Танкомастер 1998-01, страница 39

Танкомастер 1998-01, страница 39

7. Т-80УД (объест 478БЭ) третьей партии ■паастзисют контраста.

(заводсюй №7081042)

(первые партии -по инерции» комплектовались прежней литой), модернизированные приборы, встроенную динамическую защиту и дизель 6ТД повышенной надежности по условиям работы в жару и запыленности при эксплуатации в горно-пустынной местности (для этого на заводе ввели «пылевую аттестацию» моторов в специальных боксах).

Пакистанцы высоко оценили автомат заряжания, с достоинствами которого их советники успели познакомиться еще по опыту боев в Сирии. По боевому отделению замечания вызвали нерегулируемые сиденья экипажа, рассчитанные на отечественную неприхотливость. которые пришлось спешно переделывать, вводя подгонку по росту и наклону. ИК-прожектор ночной подсветки целей -Луна-, и до того вызывавший много нареканий (при работе и даже после выключения он долгое время продолжал выдавать танк разогретым рефлектором), изъяли из комплекта оборудования, ограничившись пассивными приборами наблюдения. Не оценили и катки с внутренней амортизацией: минусы такого шасси были, что называется, на слуху — при езде металлические шины немилосердно громыхали, и заказчик потребовал вернуться к •мягкой резине-.

В остальном требования были весьма сдержанными: из экономии пакистанцы отказались от установки кондиционеров и более мощных моторов 6ТД-2. которые обошлись бы дороже и повлекли бы увеличение расхода топлива на 20%. Первые экспортные Т-80УД сохранили и стандартную отечественную окраску двумя оттенками зеленого цвета — темным и салатным.

После обкатки на украинских полигонах заказчики продолжили обучение у себя на предоставленных тренажерах и переданных для учебы машинах. Танкисты Пакистана, представители армейской элиты, оказались достаточно грамотными в технике, сказался и контрактный набор допускаемых к технике офицеров и сержантов. Особых проблем не возникло — ощущалась определенная преемственность машин для экипажей, долгое время довольствовавшихся китайской продукцией. По словам одного из ведущих конструкторов ХКБМ. -прежде им приходилось иметь дело с испорченными советскими танками, теперь они получили улучшенные».

Экипажи не скрывали удовлетворения машиной нового поколения. Оценка малышевских изделий представителем Пакистана майором Васимом, имевшим опыт эксплуатации не только китайской, но и американской техники, звучала однозначно: -Первоклассная по уровню и исполнению машина- По меркам завод-чан. сдававших танки, нетерпимыми считались малейшие подтекания и вибрации, на удивление приемщиков, привыкших к тому, что на их прежней технике масляная грязь, потеки масла и гидравлики были едва ли не обязательным атрибутом. Вооружение Т-80УД в значительной мере отвечало условиям унификации.

учитываемым при принятии новой техники: патроны к башенному и зенитному пулеметам отвечали принятым стандартам и уже производились местными арсеналами.

Между тем, условиями контракта оговаривались весьма жесткие сроки и этапы поставок. Часть материалов, которые прежде собирали по всему Союзу, удалось отыскать под боком: так. специальную теплостойкую фтористую резину для катков (при движении их поверхность разогревается до +200° С) и прежде выпускали на Украине, но проходила она по другому ведомству. Прочие комплектующие пришлось добывать всевозможными обходными путями, причем одним из препятствий стала собственная таможня, безжалостно облагавшая пошлинами даже ввозимое для своего же производства.

Процент импортируемых частей танка, невзирая на обещание «на 98% обеспечить его выпуск силами украинских предприятий», остался куда выше: по номенклатуре комплектующих, а не по общему числу считаемых поштучно деталей (-болтов и гаек») танки первых партий были на 60% собраны из узлов российского происхождения. Готовность заменить их своими изделиями выразили многие украинские заводы, привлеченные -живыми деньгами» вместо набившего оскомину бартера и повсеместных неплатежей. Пушку 2А46М. производившуюся уральскими Мотови-лихинскими заводами, брались освоить киевское НПО -Большевик- и сумской -Гидропривод», заявившие о создании «витчизня-ной гарматы КБА-3».

С новым названием, однако, поторопились — самостоятельно освоить изделие, оцениваемое как «2860 кг сложных технологий», к сроку не удалось, и на помощь пришли запасы близлежащих Ро-ганских складов, где запчастей и узлов было накоплено на две мировые войны. Там отыскались пушечные стволы и пулеметы НСВТ. производство которых уже было свернуто и в самой Туле.

Первые два экспортных Т-80УД покинули сборочный цех 10 октября 1996 г., а через четыре месяца заказчику сдали и партию в 15 танков, отправленных морем из Николаевского порта. На подходе были следующие 20 машин, а уже через месяц, 24 марта 1997 г., танки приняли участие в параде по случаю пятидесятилетия независимости Пакистана.

В Азии любят парады: по этому случаю «восьмидесятки» заправили высокосортным бензином (вот где пригодилась многотоп-ливность дизеля) и -переобули» в специальные обрезиненные гусеничные ленты для мягкости хода. Для заводчан эта демонстрация имела особое значение: собравшиеся на торжества правители полусотни стран мусульманского мира высоко оценили увиденное — сочетание красоты, мощи и силы. Руководители ХКБМ прокомментировали интерес к своим изделиям так: -Не исключено, что пакистанский контракт будет иметь в регионе конструктивное продолжение». Итак, цвет надежды — зеленый?