Танкомастер 2000-06, страница 16

Танкомастер 2000-06, страница 16

лось благополучно, но руководителю стрельб все же пришлось извиниться перед горе-грибниками.

Иногда в ходе испытаний их участники проходят к довольно интересным открытиям для себя да и для других тоже. Один механик-водитель танка Т-72 поспорил с товарищами, что запустит двигатель танка при отсутствии аккумуляторных батарей АКБ и сжатого воздуха в воздушной системе запуска двигателя при условии, что он закроется один в танке, чтобы не выдать секрета.

Через 10 минут после этого двигатель действительно заработал. Все были поражены. Со временем он открыл свой секрет. Оказывается ранее на испытаниях его выручала смекалка: когда на одной из испытательных трасс заглох танк, в системе запуска двигателя не было воздуха, а АКБ были достаточно слабы, чтобы крутить электростартер. Перед механиком-водителем было два пут: идти 10 км в парк за помощью или попытаться что-либо придумать. Вот он и придумал. Снял баллон со сжатым воздухом из системы гидропневмочистки стекла прицела и подсоединил его к системе запуска двигателя.

Та же смекалка и наблюдательность иногда приводят к парадоксальным открытиям. Всем танкистам хорошо известно, что затопление аварийного танка марки Т-64, Т-72 и Т-80 для выхода экипажа под водой происходит посредством вынимания одного из приплесков у механика-водителя после надевания членами экипажа изолирующих противогазов. Это не совсем удобно. Да и не безопасно, т.к. остановить поступление воды в танк на глубине 5 м практически невозможно. Опытный испытатель Николай Иванович Иванов (в прошлом военный моряк) предложил производить затопление танка через открытый люк механика-водителя. Руководитель испытаний Вячеслав Николаевич Зобаранкин сначала высказал свои сомнения: мол, как можно поднять столб воды весом около 800 кг, когда даже на суше физически очень сильный водитель с огромным трудом поднимает люк с находящимся на нем 80-килограммовым человеком. Все-таки решили попробовать. Опустили танк под воду, дали команду на затопление и вскоре на поверхности водоема плавал механик-водитель танка, который доложил, что затопление, танка он произвел, как и требовали, путем открывания люка. Под воду пустили

17.Танк Т-72Б

с боевых стрельб (фото из коллекции

еще пару испытателей — итог тот же. Оказывается все дело в конструкции люка, который при закрывании не садится всем основанием на посадочную кромку, а сначала касается ее только одним крайним местом. При открывании же сначала образуется мощный рычаг, за счет которого и происходило частичное поднятие люка, куда устремлялась вода и снималась тяжесть столба воды под люком. В любой момент такое затопление можно приостановить.

Однажды, на государственных испытаниях комплекса активной защиты «Дрозд», установленной на танк Т-55, был произведен обстрел танка вертолетом Ми-24 с опытным экипажем, только что прибывшим из Афганистана. Летчикам была поставлена задача — обстрелять танк ПТУРСами. Задача показалась летчикам очень легкой — в ясный день с небольшого расстояния расстрелять неподвижный танк — что может быть проще. Но с каждым новым пуском танк оставался невредим, с завидным постоянством сбивая управляемые снаряды на подлете. Увиденному особенно удивились летчики, по достоинству оценив противостоящую им систему защиты.

Следует отметить что танки особенно грозны тогда, когда ими управляют мастера своего дела. Как тут не вспомнить наводчика танка Т-80У, который на показе боевых возможностей машины одной из иностранных делегаций ухитрился за 52 секунды движения на скорости 25 км/ч расстрелять восемь реальных целей на широком фронте и на удалении от 1100 до 2200 метров (рекорд в соревнованиях танкистов стран НАТО принадлежит экипажу немецкого танка «Леопард-2», поразившему за 1 минуту 6 целей).

Или другой наводчик-оператор, который, выполняя стрельбу управляемой ракетой на 3 км, спрашивал руководителя стрельб, куда нужно попасть — в гусеницу, башню, край корпуса. И что любопытно — попадал всегда туда, куда указывали.

Все это еще раз подтверждает то, что без специалистов любая техника, даже самая совершенная, мертва. Именно танкисты-испытатели во многом определяют судьбу боевых машин, а испытания всегда были, есть и будут одним из самых важных этапов в создании первоклассных образцов бронетанковой техники.