Танкомастер 2000-06, страница 13

Танкомастер 2000-06, страница 13

как правило, в составе испытательного батальона по 10 машин каждой марки. Испытания проводились 8 различных климатических и почвенных зонах страны в различное время года. На территории армейских полигонов производилась стрельба и другие испытания, а марши проводились от полигона до полигона по территории республик и областей, где проходили испытания. При проведении маршей летом командирам рот было тяжело удержать экипажи танков закрытыми в броне, тем более в подавляющем большинстве случаев из-за пыли с первого командирского танка видны 2-3 следом идущие машины. Контролирующие проведение маршей высокие начальники, как правило, находящиеся в местах пересечения маршрутов движения танков с шоссейными дорогами, постоянно делали замечания командирам рот по нарушению мер безопасности членами экипажей, тем более что все марши проходили на максимально возможной для этой местности скорости. На одном из таких испытаний командир роты танков Т-72А капитан В. Петенев принял мудрое и, наверное, единственно правильное решение. При встрече с группой контроля он давал по радио «закодированный» сигнал «Туча». Подчиненные пошли дальше своего командира. Так, первый, увидевший вертолете руководством испытаний, обязан был давать в эфир другой, но более страшный сигнал «Гром». Интересно было наблюдать со стороны, как командиры танков и наводчики, находящиеся на броне, одновременно ныряли внутрь башен танков, и лишь на броне первого танка оставался сам командир и офицер-проводник, досконально знавший маршрут движения.

Половину всех маршей проводились в ночное время. Находясь в точках контроля, информацию о приближении танковых рот можно было узнать сначала по радио, находясь на той же частоте, что и у танкистов, по их радиообмену. Как правило, в эфире находится только командир роты, который время от времени сообщал в эфир о встречающихся ему на пути препятствиях: «Яма», «Крутой поворот налево» и т.д., и каждый механик-водитель. находясь в определенном удалении от командира, был в курсе всех ожидающих его препятствий. Конечно, в боевых условиях такой радиообмен вряд ли возможен, а на испытаниях командир каждой

13. Испытатель А. А. Родин производит замер глубины снега при преодолении преграды танком Т-62 (фото из коллекции

14. Танки Т-72Б перед

преодолением водной преграды. На переднем плане - один из авторов статьи А.Бахметов (фото

15. Танк Т-72А

испытании на проходимость (фото из коллекции

роты старался в наилучшем виде показать свои танки, ведь личный состав испытателей подбирался из тех военных округов, где были однотипные танки, да и в целях безопасности это тоже было важно.

По четкости связи можно было судить и об удалении танковой колонны. Приближение колонны можно было лишь уловить по характерному многоголосому гулу, а увидеть их можно было лишь в непосредственной близости, поскольку все они передвигались без малейшего огонька. Приборы ночного видения позволяли механикам-водителям вести машины с большими скоростями. Нас поражала обученность проводников, которые в таких условиях практически ни разу не позволяли танкистам сбиться с маршрута.

В ходе маршей у танкистов была еще одна хитрость. Чтобы не мешать друг другу и обеспечить максимальную скорость движения, танки в колонне растягивались на значительные расстояния (200—300 метров).

Естественно, руководители испытаний боролись с этим нарушением устава. Одним из любопытных проявлений этого на пункте контроля за прохождением танковых колонн было следующее. Танки на максимальной скорости перелетают через полотно шоссе, а рядом стоит генерал и злобно грозит каждому экипажу кулаком. У всех присутствовавших складывается впечатление, что генерал недоволен большой скоростью колонны. Смысл происходящего ясно понимали кроме генерала лишь механики-водители, у которых наверняка перехватывало дух от грозного вида генерала.

Спустя почти 20 лет не забывается очень теплое отношение к нам, испытателям, со стороны местных жителей во всех уголках бывшего СССР, особенно в Белоруссии и на Украине. Однажды, во время замены двигателя у танка Т-80Б прямо в поле, недалеко от украинского села (в Днепропетровской области) к нам подошли местные жители, предлагая отдохнуть, покушать, помыться в бане. Когда мы вежливо отказались, сославшись на то, что нельзя оставлять танк, они вызвались сами охранять его в наше отсутствие.

После этого ремонта нам пришлось догонять свою роту в течение двух дней, пройдя по украинским просторам 720 км без проводника и карты, ориентируясь лишь по следам гусениц ранее прошедших танков.

•VS '

Ж

vt