Танкомастер 2001-01, страница 28

Танкомастер 2001-01, страница 28

шлось установить на Т-12 отечественный авиамотор М-6 мощностью 260 л.е., для чего пришлось переделать коробку передач и тормоза.

Следует отметить, что согласно решению Революционного Военного Совета СССР (РВС СССР) параллельно с постройкой опытного образца ХПЗ должен был вести организацию серийного производства новых танков и к 1 ноября 1930 года изготовить 325 (!) Т-12. Но столь грандиозным планам не суждено было сбыться: завод не имел опыта подобных работ, катастрофически не хватало квалифицированных кадров, станков, оборудования и материалов. В таких условиях ХПЗ не только не мог организовать производство, но и с трудом собирал опытный образец Т-12. По это

му поводу председатель РВС СССР К.Ворошилов 21 марта 1930 года сообщал Калиновскому: «Заводом ХПЗ до настоящего времени не закончен опытный образец Т-12, подлежащий к испытанию 1 декабря 1929 года. При таком положении постановление Правительства о сдаче к 1 ноября 1930 года 325 штук танков безусловно поставлено под угрозу срыва».

Первые пробеги по заводскому двору Т-12 совершил только в марте 1930 года. У нового танка сразу же обнаружилось множество недостатков: перегревался двигатель, кипела вода в радиаторе, не переключались скорости в коробке перемены передач, соскакивали гусеницы на разворотах. Например, в отчете за 2 апреля 1930 года сказано: «Танк, пройдя своим ходом 2 км по мягкому грунту, остановился по причине поломки в трансмиссии». Но благодаря самоотверженной работе инженеров КБ ХПЗ к июлю 1930 года большую часть недостатков удалось устранить. К этому же времени на Т-12 наконец-то установили орудие — 45 мм танковую пушку конструкции Соколова с плечевым упором (до этого машина испытывалась только с пулеметами ДТ). 11 июля 1930 года танк был продемонстрирован народному комиссару по военным и морским делам К.Ворошилову, начальнику управления моторизации и механизации РККА (УММ РККА) И.Халепскому и начальнику научно-технического комитета УММ РККА Г.Бокису. В целом новая машина произвела на высокое начальство благоприятное впечатление и была рекомендована для принятия на вооружение с учетом устранения выявленных недостатков.

Еще в конце 1929 года ГКб начало работы по созданию улучшенного варианта маневренного танка. Первоначально он именовался как «Т-12 улучшенный», но уже в начале 1930 года в документах на переработку конструкции танка указано его новое имя — Т-24. Весной того же года чертежи корпуса Т-24 были пере-