Танкомастер 2004-03, страница 28

Танкомастер 2004-03, страница 28

WL

^ ь / г г У

StuG III Ausf.G с маской пушки Saukopf, на которую нанесены стилизованная "пасть" и "глаза", превращающие САУ в "хищного зверя". Правда угрозы она уже представлять не могла, так как захвачена советскими войсками. Прибалтика, осень 1944 года (РГАКФД).

сентября 1943 года. В конце октября, когда Киев окружили войска 1 -го Украинского фронта, был получен приказ отходить. Дивизион отошел к Бердичеву. Там он держал фронт до Рождества. Однако когда советские войска прорвались в секторе 25-й танковой дивизии и прорвали ее позиции, дивизион пошел в бой, чтобы закрыть брешь в обороне. Невероятными усилиями вместе с оставшейся пехотой он снова захватил прежнюю главную полосу обороны и восстановил фронт на этом участке. Однако немного спустя, дивизиону пришлось отойти к Виннице. Основные подразделения дивизиона вместе с другими немецкими частями попали в гигантский котел под Черкассами. Там сражалась вся 3-я батарея.

Дивизион был переформирован в бригаду 14 февраля 1944 года, а 24 февраля 1944 году 3-му дивизиону 202-й бригады штурмовых орудий под командованием обер-лейтенанта Цолленкопфа было дано задание уничтожить тяжеловооруженную боевую группу противника численностью 8000 человек. Был густой туман, ограничивавший видимость до 40-50 метров.

Противник открыл огонь, когда самоходные орудия подошли к колхозу, превращенному противником в опорный пункт. Штурмовые орудия ответили на огонь осколочно-фугасными снарядами. Противотанковые пушки врага тоже открыли огонь. Через короткое время колхоз был в огне, и обер-лейтенант Цолленкопф продвинулся к укреплениям противника.

Унтер-офицер Хайманн со своим штурмовым орудием участвовал в этой атаке. Его орудие застряло в умело замаскированных советских противотанковых ловушках и не могло самостоятельно выбраться. Хайманн приказал экипажу остановить машину.

Экипаж другого самоходного орудия увидел возрастающую угрозу экипажу Хайманна и доложил обстановку командиру батареи.

Обер-лейтенант Цолленкопф примчался сюда на своей машине. Он заставил замолчать вражескую позицию, "раздавил" оборону русских и освободил экипаж Хайманна. К часу, когда стемнело, русская боевая группа была в основном уничтожена. Застрявшее орудие было эвакуировано с поля боя. Но унтер-офицер Ринас, наводчик, и Хартц, заряжающий, были убиты огнем русских. Унтер-офицер Ринас прыгнул прямо на русский штык, который пронзил его сердце. Заряжающий Хартц был убит фугасным снарядом. Хайманн был ранен шрапнелью из противотанкового ружья. В лице унтер-офицера Ринаса 3-й дивизион 202-й бригады штурмовых орудий потерял одного из своих лучших наводчиков.

14 февраля 1944 года, после предшествовавших операции дневных и ночных атак, 3-й батарее была поставлена задача прорвать извне кольцо окружения. Штурмовые орудия ринулись вперед, поддерживаемые танками, пробили небольшую брешь в кольце окружения и удерживали ее против отчаянных русских атак с обеих сторон коридора.

Для всех было незабываемым счастьем, когда усталые небритые солдаты в замызганной униформе нескончаемым потоком текли из котла.

После этого трудного сражения бригада была отведена в Умань для пополнения личным составом и материальной частью. Три штурмовых орудия под командованием лейтенанта Кюна стояли в 70 километрах северо-восточнее Умани как прифронтовое охранение.