Танкомастер 2005-02, страница 29

Танкомастер 2005-02, страница 29

ного БТР, что особенно важно в условиях движения по бездорожью в горах и полупустыне.

В дополнение к переносу на БТР-60 необходимых агрегатов и оборудования с AML-90, А. Раблех и его подчиненные доработали систему управления орудием путем установки в башне гидравлики, сервоприводов от легкого танка АМХ-13. В связи с этим улучшилось наведение и фиксация ствола. Бронетранспортер с 90-мм пушкой смог превзойти стандартный AML-90 на полигонных стрельбах.

Уникальный вариант БТР-60 успешно эксплуатировался в армии Республики Джибути. Машина участвовала во всех танковых маневрах 1991-1993 гг., она прекрасно зарекомендовала себя не только на парадах и показательных выступлениях, но и в боевых условиях.

В Австралии задачу увеличения огневой мощи бронетранспортера решили совершенно по-другому - путем установки на БТР М113А1 106-мм безоткатного орудия. У этого проекта следующая предыстория.

Безоткатные орудия в австралийской армии впервые появились в конце 40-х гг., когда основная масса артиллерии относилась к поколению времен Второй мировой войны. «Безоткатки» поступили на вооружение отдельного противотанкового батальона. Это были артиллерийские системы ВАТ - 120 мм L1A1, позже замененные на L1A2. ВАТ весил 998 кг и имел эффективную дальность стрельбы около 750 м. При общей длине орудия в четыре метра, его ствол был трехметровым. Заряжание осуществлялось через вертикально скользящий затворный механизм, система воспламенения - с помощью электрического разряда. Упрощен

ная система наведения включала оптический прицел N72x3L, а в случае необходимости прицеливание осуществлялось визуально, с помощью укрепленного на основном стволе пристрелочного устройства калибром 9 мм, выстрелом из которого определяли отклонение орудийного ствола от цели. «Безоткатка» имела двухслойный экран со сьемными боковинами, причем верхний лист мог монтироваться с фронтальной стороны. Портативный генератор, пульт управления и электрические батареи - все это, помещенное в небольшой контейнер, крепилось на лафете. Расчет орудия составляли четыре человека. Ствол L1 у дульного среза имел буксировочное приспособление.

Орудие предназначалось, в основном, для поражения бронетехники (на эффективной дальности снаряд пробивал 400 - 500-мм броню), а также для уничтожения долговременных огневых точек, бункеров и других укрытий живой силы противника.

В 1954 г. от сухопутных войск был получен заказ на 170 орудий L1 и 40 000 боекомплектов к ним. На стадии освоения системы возникало немало вопросов. Один из них был связан с проблематичностью использования боеприпасов в условиях высокой тропической влажности - это было серьезным препятствием для ведения боевых действий в Юго-Восточной Азии. Поэтому заказ был уменьшен до 70 единиц.

К апрелю 1959 г. были изготовлены 64 орудия L1. 36 были отправлены в Квинсленд, в противотанковый полк, пять орудий - в учебные центры, рассредоточенные по всей Австралии.

В начале 60-х гг., с появлением более совершенной модели М40А1, в австралийской армии н