06. Ганди, страница 20I Выдающиеся событияЖ I Ненасильственная борьба с британским империализмомБорьба за независимость Индии уникальна тем, что велась методами ненасильственного сопротивления. Обычно войны против оккупантов начинались именно с насилия. Как Ганди пришел к идее ненасильственной борьбы с колонизаторами? И каким образом он разрабатывал Возникновение идеи ненасилия ► Восстание сипаев 1857 года. Это вооруженное выступление против английского владычества в Индии было жестоко подавлено силой оружия. Ганди учил: «Ненасилие не есть оружие слабых, это оружие сильных». Ненасилие виделось ему гораздо более мощным оружием, чем открытое неповиновение. К своей парадоксальной логике Ганди пришел, с одной стороны, благодаря книгам, а с другой, благодаря личному опыту, полученному им в расистской Южной Африке. С детства Ганди много читал — особенно книг религиозного содержания. Наибольшее впечатление на него произвели «Бхагавадгита» и «Сборник законов Ману». С первой из них, как ни странно, он познакомился в Лондоне в английском переводе. Она разъяснила ему бренность материальных благ и научила отказываться от них. Из второй он воспринял мысль о том, что «зло нельзя победить злом, его можно победить только добром». Обе эти идеи легли в основу мировоззрения Ганди. С принципами непротивления злу насилием он познакомился благодаря сочинениям Льва Толстого и мыслителя Джона Рескина. Эти ра боты превратили Ганди в стоика и миротворца, привели его к учению брахмачарьи. Брахмачарья (буквально — «приближение к Брахме») — учение, проповедующее самоограничение, в том числе воздержанность в пище и плотских желаниях. Считалось, что человек, постигший брахмачарью, способен влиять на других людей без применения оружия и лжи. Сам Ганди, освоив брахмачарью, решил превратить это духовное учение в орудие политической борьбы. Постепенно на основе всех этих идей Ганди создал собственную систему — сатьяграху. ^ Ганди пишет письмо. Его оружием были перо, бумага и непоколебимая вера.
|