06. Ганди, страница 23

06. Ганди, страница 23
Ганди

ДРУГАЯ БИТВА: ПРОТИВ РАСИЗМА В СОБСТВЕННОЙ СТРАНЕ

Кастовая система

Ганди был приверженцем индийских традиций, однако это не означает, что он принимал их все без исключения. Он видел несколько серьезных проблем индийского общества и стремился их разрешить. Одной из самых острых из них оставался расизм, коренившийся в древней кастовой системе. И Ганди выступал его яростным противником.

История кастовой системы в Индии насчитывает более 3000 лет. Говорят, что некогда индийское общество делилось примерно на 5000 социальных групп, причем самыми главными из них были четыре — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Принадлежность к той или иной касте определялась статусом предков в момент прихода ариев в Индию. Верхнюю ступень социальной лестницы занимали жрецы — брахманы, далее следовали воины — кшатрии, торговцы (и первоначально свободные земледельцы) — вайшьи, а в самом низу располагались шудры — зависимые крестьяне, рабочие, чаще всего, потомки некогда покоренного ариями коренного населения, «дикие» поеда-тели мяса. Кастовая система не разрешала представителям разных каст не только заключать браки, но даже вместе питаться. Подобное разделение общества существовало во многих мировых культурах, но в Индии кастовая система продержалась дольше всего и могла существенно помешать грядущему обновлению страны.

Добровольный защитник неприкасаемых

Чтобы Индия могла стать современным государством, проблему кастового строя надо было как-то решать. И многие лидеры освободительного движения задумывались о том, как реформировать или даже полностью отменить касты. Среди них, разумеется, был и Ганди. Однако он особо поставил вопрос о неприкасаемых, самом низшем слое индийского общества.

емых. Покидая пост лидера Индийского национального конгресса, Ганди заявил: «Отныне я прекращаю борьбу за независимость Индии и вместо этого начинаю борьбу за права неприкасаемых».

Ганди о кастовом строе

Однако, несмотря на страстную защиту неприкасаемых, Ганди не отвергал кастовую систему в целом, указывая, что «принадлежность к касте ограничивает число доступных профессий, облегчая человеку выбор». Тем самым он по сути предлагал сохранить существующее положение вещей. Будучи глубоко верующим индуистом, Ганди признавал, что Бог не случайно разделил людей на различные касты. Он соглашался также с тем, что вступать в брак и питаться вместе следует только людям из одной и той же касты. Словом, его отношение к кастовому строю было неоднозначным: Ганди выступал не против него как такового, но лишь против вытекавшего из него расизма.

Позиция Ганди относительно каст была поддержана многими его последователями. В настоящее время кастовая система в Индии сохранилась, однако любые проявления расизма поставлены вне закона.

► Посвятив себя борьбе за свободу Индии, Ганди не закрывал глаза на внутренние противоречия индийского общества.

Существование неприкасаемых — самое мрачное проявление кастового строя. Как следует из самого названия, члены любой другой касты считались осквернившимися, даже если они случайно дотрагивались до неприкасаемых. И эти отверженные люди, по сути стоявшие вне кастовой системы как таковой, составляли около 10% населения Индии! Им разрешалось селиться только в строго отведенных местах, и при этом они не могли показываться в публичных местах — например, в парках. Ганди сам столкнулся с расизмом в Южной Африке и вел там с ним упорную борьбу. Поэтому он не хотел мириться с тем, что такие же унижающие человеческое достоинство порядки существовали и на его родине.

Ганди предложил неприкасаемых называть хариджанами, то есть «детьми Божьими», и много сделал для того, чтобы покончить с расизмом по отношению к ним. Он отдавался решению этой проблемы с той же страстью, с какой вел свой народ к независимости.

Позиция Ганди по этому вопросу нашла яркое отражение в «клятве ашрама» — десяти требованиях, предъявлявшихся каждому, кто вступал в руководимую им общину. Помимо обязательств ограничивать материальные потребности и избегать насилия, в ней присутствовал и пункт о защите неприкасаемых. Ганди приглашал их на свою ферму, не делая никакого различия между ними и представителями других каст. Более того, поборов сопротивление жены, он удочерил девочку из семьи неприкаса

► Семья из касты брахманов.

ЕМ