08. Моцарт, страница 14

08. Моцарт, страница 14
Жизнь и эпоха
Прощание с Зальцбургом

Картина XIX века, изображающая Моцарта и Констанцию во время их медового месяца. Жизнь Моцарта в те годы быстро менялась: неудачный роман с Алоизией, разрыв с архиепископом, женитьба на младшей сестре своей первой возлюбленной.

ДОЛГИ МОЦАРТА

А Иероним Коллоредо, архиепископ Зальцбургский. Моцарт был его придворным музыкантом. Коллоредо всячески тормозил путь композитора к славе и обращался с ним, как со слугой.

Печальное возвращение

Неожиданная смерть матери повергла Моцарта в депрессию, и он несколько раз писал отцу в Зальцбург, взывая его о помощи. Взволнованный состоянием сына, Леопольд приказал ему прекратить поиски работы в Париже и возвращаться в Зальцбург. Говорят, что в одном из писем Леопольд даже давал согласие на то, чтобы Амадей вернулся не один, а вместе со своей возлюбленной Алоизией Вебер.

Моцарт, в письмах называвший родной Зальцбург «ужасным местом», не спешил домой. Сначала он, конечно же, направился в Мангейм, чтобы встретиться с Алоизией. Амадей намеревался жениться на ней, но к тому времени девушка вместе со своей семьей переехала в Мюнхен. Моцарт поехал вслед за ней, но оказалось, что Алоизия устроилась певицей в мюнхенскую оперу и совершенно охладела к Амадею. На этой печальной ноте закончился первый серьезный роман композитора.

Разрыв с архиепископом

Возвратившись в Зальцбург, Моцарт вновь был принят на службу ко двору архиеписко

па Коллоредо — во многом благодаря старым связям Леопольда. Более того, на этот раз ему предложили работу на более выгодных, чем прежде, условиях: Моцарту повысили жалование и даже разрешили выезжать из Зальцбурга и писать оперы. Осенью 1780 года курфюрст Баварский Карл Теодор (1724—1799) по совету своего тенора Антона Раафа (1714—1797) предложил Моцарту написать оперу для своего придворного карнавала.

Моцарт отправился в Мюнхен и всего за шесть недель написал оперу «Идоменей, царь Критский». Успешная ее премьера состоялась 29 января 1781 года.

Моцарт ушел из жизни с огромными долгами. При этом денег он зарабатывал более чем достаточно для | того, чтобы обеспечить свою семью.

Историки установили, что общий доход Моцарта в 1781 году составлял 800 флоринов. Для сравнения: годовой оклад университетского преподавателя равнялся 300 флоринам, а учителя начальной Ь школы — всего 22 флоринам. Однако, начиная с 1788 года, Моцарт постоянно брал деньги в долг у своего знакомого — богатого венского купца Михаэля Пухберга (1741—1822) — и всего задолжал ему 1415 флоринов. Но этот купец был не единственным & заимодавцем Моцарта! К концу жизни музыканта его долги достигли порядка 3000 флоринов, то есть почти в 4 раза превысили его годовой доход.

Отчего такое случилось? По одной из версий, он | проигрывал крупные суммы на бильярде и за кар-f точным столом. Об этих его увлечениях известно из 1 документов.

▼ Играть на бильярде любили многие современники Моцарта.

По другой гипотезе, Моцарт просто не умел обращаться с деньгами. Он тратил огромные суммы на то, чтобы жить на широкую ногу, щедро платил музыкантам и актерам, занятым в его операх. Кроме того, очень дорого обходилось ему лечение Констанции: ее здоровье резко ухудшилось после рождения ребенка. Наконец, Моцарт снимал роскошно обставленный дом в центре Вены, одевался по последней моде и никогда не скупился на ювелирные украшения для жены.

Существует и еще одно возможное объяснение. Моцарт был масоном и вкладывал деньги в создание новой масонской ложи — «Гротто». Дело в том, что ссужавший ему большие суммы Пух-берг сам был масоном.

Впрочем, все это лишь догадки. Возможно, мы так никогда и не узнаем, куда уходили занятые Моцартом деньги.