100. Николай Гоголь, страница 30

100. Николай Гоголь, страница 30

Итоги

«Портрет Андрея Белого» (1905) работы Л. Бакста. Знаменитый поэт и теоретик символизма Андрей Белый написал в 1932 году блестящее исследование «Мастерство Гоголя».

Но зло для Гоголя никогда не было абстрактным понятием, оно тут и там проявлялось в реальном мире, строило страшные рожи, пыталось испугать, завлечь, подчинить. Нечисть, гуляющая по ранним гоголевским повестям, это не художественный образ, нет, это реальный черт, реальная русалка, реальный колдун... Тут какая-то загадка Гоголя, но он видел их наяву, потому столь живы их портреты.

Уже «Страшная месть» говорит нам, что гоголевское отношение к злу начинает меняться. Да, колдун боится смеха, но этот его страх стоит жизни святому схимнику, в словах которого чудится колдуну смех. Да и веселье рыцаря, сбросившего колдуна в пропасть и наблюдающего за его мучениями, что-то совсем не похоже на веселье молодого Гоголя, а больше — на ужасное наказание.

Но ничего, кроме смеха, как противоядия мировому злу, Гоголь пока не придумал. Действие переносится в современность. Лица «Ревизора», помещики первого тома «Мертвых душ» это все те же глаза ростовщика, подчиняющие и убивающие нас. Гоголь лишь по недоразумению попал в отцы русского реализма. Ничего привычно-реалистического нет

в его образах, это скорее эмблемы, без движения, без развития. Это все те же страшные бесовские рожи, напялившие на себя для правдоподобия маски живых персонажей.

Гоголь послушно исполнял провиденную им судьбу, шел по стопам своего художника. Он тоже ужаснулся соблазнительной верности созданной им картины. И тоже бросился в церковь отмаливать свои грехи... Не смеяться надо, решил Гоголь, а изобразить лик, взглянув на который, люди отрешатся от зла и пойдут по пути добра.

Монастырь и сумасшедший дом

Переворот, случившийся в Гоголе после выхода в свет первого тома «Мертвых душ», очевиден. Писатель заключил себя во внутренний монастырь. Примерное христианство вот его теперешняя цель. Он молился день и ночь, готовил себя к написанию высокого образа.

А далее начались корректировки собственного пророчества. Другими пророческими произведениями, созданными Гоголем.

Духовные взлеты сменяются духовными провалами. В какой-то момент Гоголь решает, что очищение свершилось, что он готов для исполнения великого замысла. Дьявольской подмены Гоголь не замечает. Он пишет учительные письма своим друзьям, поражающие адресатов странным мессианским тоном. В письмах он призывает их слушаться его во всем, беречь, как зеницу ока. Уверив себя

▼ Реставратор моет памятник H. В. Гоголю на Малой Конюшенной улице в Санкт-Петербурге, совершая акт, вообще говоря, символический — всякое новое

великого писателя от прошлых «неправильных пониманий».

ш