100. Николай Гоголь, страница 28

100. Николай Гоголь, страница 28

Итоги

Машина времени Николая Гоголя

Гоголь являет пример обратной связи, существующей между словами, написанными на бумаге, и реальной жизнью художника. Все это напоминает фантастическую машину времени. Писатель неким духовным усилием как бы забрасывает себя в будущее, а вернувшись обратно, мучительно припоминает увиденное, недоумевая — привиделось ли?..

Предсказание о себе

Все свои знаменитые повести, предшествовавшие «Мертвым душам», Гоголь написал, когда ему не было двадцати пяти. Сейчас мы видим, что, сочиняя их, он набрасывал сюжет собственной жизни. Особенно это касается «Портрета», его второй части.

Итак. Жил-был иконописец-самоучка. Жил простой благочестивой жизнью, верил так же. Заказы у него не переводились. В одной из работ нужно было ему изобразить духа тьмы. А рядом с ним, в питерской Коломне, обитал некий ростовщик, все, кто так или иначе имел с ним дело, кончали плохо. Пожаловав в гости к художнику, он сказал: «Нарисуй меня.

Мне скоро умирать, но я не хочу умереть со^

вершенно, я хочу жить». «Чего лучше, — поду-i

мал художник, он сам просится в дьяволы»;

и согласился. Но чем тщательнее он

бражал предмет, тем тягостнее станов^го^-

на душе, «возрождалось» в ней «странное о'т- .

вращение». После нескольких попыток nepe-^j--

силить себя художник наотрез отказывается]

от продолжения работы. Ростовщик после это-)

го присылает автору неоконченный портрет.]

С этих пор в художнике происходит странная

перемена — он вечно тревожен, раздражите- X/]

а 4 Jvi дЯ

лен, он вдруг начинает завидовать любимо-!]^ му своему ученику, он всеми правдами и! правдами перебивает у него заказ для богатой:] церкви, а когда исполняет его, священники ц ворят — да, работа удивительна, но нет свято-] сти в лицах. Художник вдруг понимает, что все| беды его — от портрета, в котором он столь| ощутимо изобразил мировое зло. Он сбыва-j ет портрет с рук, а чуть позже узнав, что пор-! трет, переходя из рук в руки, сеет ненависть tr] раздоры меж людей, совершенно уверяется/] что «кисть его послужила дьявольским оруди]

< Актер Александр Лебедь в роли художника Чарткова. Современный спектакль Московского драматического театра имени H. В. Гоголя «Портрет», режиссер Андрей Левицкий, СГ~