13. Зигмунд Фрейд, страница 22

13. Зигмунд Фрейд, страница 22
Выдающиеся события

I

Кушетка в клинике Фрейда. На ней множество пациентов рассказывало о своих снах и жизненном опыте, предоставляя важный материал для психоанализа.

Знаменитая картина из сновидения,нарисованная Сергеем Панкеевым, «Волчьим человеком». Такие зарисовки сновидений очень важны для т< сновидений.

▼ Лондонская резиденция Фрейда. Человек, создавший психоанализ, должен был начать все сначала в новом мире.

дозволенным и недозволенным, сны искажаются, маскируются.

Хорошо известен пример из «Толкования сновидений» с Сергеем Панкеевым, «Волчьим человеком». В 4-летнем возрасте мальчика посетил сон: окно перед ним само собой открывается, и он видит несколько белых волков, неподвижно сидящих на дереве и смотрящих на него. Фрейд истолковал сон как выражение сексуальной травмы, полученной Панкеевым в раннем возрасте. Ученому удалось лишь несколько ослабить болезненные симптомы, но пациент навсегда сохранил уважение к доктору, хотя его объяснению, надо сказать, не поверил.

Фрейд считал, что таким путем можно добиться излечения психических расстройств. Однажды он, оказавшись на темной платформе, увидел проблеск света и испугался. Тем самым ученый обнаружил собственную агорафобию (боязнь открытого пространства). Возникла она, на его взгляд, из-за детского воспоминания об освещенном пламенем свечи прекрасном теле матери. К этому выводу он пришел, разобрав содержание своих снов.

От бессознательного к «Оно»

До 1920 года Фрейд полагал, что человеческая психика состоит из бессознательного (предсозна-ния) и сознания. Главная роль принадлежит первому элементу—своего рода «просторной передней», по сравнению с которой сознание оказывается маленькой «задней комнатой». Бессознательное — это прежде всего половые инстинкты, коренящиеся в биологической основе организма. Они вечно взбудоражены и потому нуждаются в разрядке, :лаблении напряжения и обеспечении удо-

мя как сознание остается лишь «надзирателем», ограничивающим эту деятельность. Сознание не играет определяющей роли в социальной жизни индивида или в ее приспособлении к определенной среде. Оно лишь подавляет и вытесняет в бессознательное проявившие себя влечения.

В 1920—26 годах Фрейд существенно пересмотрел свою теорию. На этот раз он выделил в психической структуре три элемента — Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Между ними устанавливаются сложные отношения с точки зрения динамики, энергетики и, соответственно, структуры. Самым древним из них является Оно, содержащее всё наследственное, врожденное — в первую очередь, инстинкты. Истоки лежат в самом человеческом теле и находят здесь свое первое психическое проявление. Оно — эквивалент «бессознательного» в ранней классификации, фундамент, на котором строится личность индивидуума.

Я — элемент психики, оказывающийся посредником между человеком и внешним миром, своеобразной корой, защищающей от неблагоприятных воздействий. Во внутреннем отношении Я занимается управлением инстинктов. По Фрейду, «Я стремится к удовольствию и пытается избегать состояния неудовольствия. Предвиденный и ожидаемый рост уровня неудовольствия сопровождается состояниями тревоги».

Сверх-Я — особый элемент, своего рода «осадок» по периметру Эго. Он сохраняет родительское влияние, одновременно подвергаясь влиянию социальной среды (семьи, школы, социума). Ребенок через своих родителей воспринимает социальные идеалы, признаваемые ими нормы вольствия. С функциональной точки;|@^Ш№орали. Поско)!Йу Сверх-Я отличается и даже ния, бессознательное заполнено влече-__^|^щэртивостоит Я, постольку оно составляет «трениями, действующими активно, в то вреддк тьу силу, которую Я не может игнорировать».