26. Будда, страница 29

26. Будда, страница 29

ж Пышно украшенные статуи Будды — непременный атрибут буддизма как религии.

«Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит

не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу»

как махаяна («Большая Колесница»); хинаяна, или тхеравада («Малая Колесница»); ваджрая-на («Алмазная колесница», тибетский или тантрический буддизм).

В наши дни буддизм является господствующей религией во многих азиатских странах — в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме, Мьянме. Если в Таиланде хинаяна соединена с культом королевской власти, то в Лаосе и Камбодже распространилась концепция «буддистского социализма» — учение о дхарме там причудливым образом сочетается с марксистской теорией. Крупные центры буддизма существовали в Индонезии до проникновения туда ислама в XIV—XV веках. Развалины храмовых комплексов Боробудур, построенного в VIII веке царем Шайлендрой на Яве, и Ангкор-Ват, сооруженного в XII веке в Камбодже, свидетельствуют об удивительном мастерстве их создателей. В Шри-Ланку буддизм был занесен в III веке до н. э. царем Магиндрой, сыном Ашоки.

Буддизм в форме хинаяны, распространенный в странах Юго-Восточной Азии, не признает какого-либо другого будды, кроме Ша-кьямуни. В этих странах его образ воплощен в огромных, сверкающих позолотой статуях. Это противоречит характерной для севера буддистского мира вере в возможность появления других бодхисатв.