29. Пабло Пикассо, страница 16

29. Пабло Пикассо, страница 16

Жизнь и эпоха

Вихрь времени

Война

Лето 1939 года Пикассо встретил в упоении своей новой любовью, Дорой Маар. Впоследствии он говорил, что запомнил Дору как «плачущую женщину» (она действительно часто впадала в уныние и плакала). Он находил, что слезы чрезвычайно идут ей, делают ее лицо особенно выразительным. Временами живописец проявлял по отношению к ней феноменальную нечуткость. Так, однажды Дора в слезах пришла к Пикассо сказать о смерти своей матери. Не дав ей договорить, он усадил ее перед собой и начал писать с нее картину. Искусство всегда было для него важнее личных отношений.

Обстановка в Европе между тем накалялась. Вторая мировая война практически была решена, речь шла только о сроках и плацдарме первоначальных военных действий. 1 сентября Германия напала на Польшу. Франция и Англия объявили войну Германии. Старт был дан.

Желая уйти от нестерпимой, грохочущей реальности, Пикассо вместе с Дорой уехал на побережье, где снял один этаж особняка и намеревался провести несколько месяцев в работе

Пикассо в своей мастерской. 1940 год.

■О

Ключевая фигура

и любовании природой. Но очень скоро он понял, что бегство от жизни невозможно, и вернулся в Париж.

Его существование вошло, казалось бы, в обычную колею. Работа, Дора, встречи с приятелями в артистических кафе, еженедельные поездки к Мари-Терез и Майе. Даже гитлеровская оккупация ничего не могла нарушить в распорядке жизни Пикассо. Однако все висело на волоске. Через некоторое еле вступления германских войск в дожника вызвали в гестапо. Речь сразу шла о «Гернике». «Это сделали вы?» — мастеру риторический вопрос о его «Нет, — дерзко ответил он, — это Неизвестно, почему фашисты ответ без последствий.

В начале 1940-х годов Пабло Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило, пример прочим его женщинам, она очень го дистанцировалась от него и впервые посетила его мастерскую только в 1943 году. Но даже и этот бастион пал. Франсуаза стала любовницей 62-летнего мастера.

► Трудности жизни в оккупированном немцами Париже не помешали Пикассо работать.

АДОЛЬФ ГИТЛЕР

Судьба возвела этого заносчивого австрийца, сына таможенного чиновника, так высоко, как не снилось ни одному из земных правителей. Но столь же разительным, как возвышение, было и его падение. Падая, он увлек за собою миллионы людей. На его счету столько убитых и замученных, что этого числа с лихвой хватило бы на десяток тиранов средней руки.

В молодости Гитлер хотел стать художником, но соответствующего образования ему получить не удалось: в венскую Академию художеств его не приняли за «малоталантливостью». Прошло не так много времени, и несостоявшийся живописец стал диктовать свои художественные вкусы всей Германии. 19 июля 1937 года в мюнхенском «Доме

•Ш

искусства» открылась выставка под названием «Дегенеративное искусство». На ней были собраны произведения авангардистов, конфискованные из музеев и частных собраний и предназначавшиеся нацистским правительством к уничтожению. Пикассо, безусловно, также считался дегенератом. Равно как и основное художественное направление, созданное им, — кубизм.

* Нацисты были уверены, что «имперский классицизм» победит «дегенеративный авангард». Но псЛему-то приближали эту победу при помощи репрессий.