29. Пабло Пикассо, страница 14I Жизнь и эпоха Запутанная жизнь Сюрреализм Пикассо чувствовал себя все более и более неуютно в браке с Ольгой. Уже ни для кого не составляло секрета то, что их дом почти официально поделен на две половины: жене нет хода в мастерскую мужа, а он почти не заглядывает в ее комнаты. Ольга тяжело переживала охлаждение Пикассо, однако ничего поделать не могла. Будучи женщиной исключительно порядочной, она имела все шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа. Но с Пикассо она «не справилась». В душевном раздрае подошел Пикассо к началу нового, сюрреалистического, периода в своем творчестве. Первой картиной, возвестившей о его наступлении, был «Танец» (1925). Это полотно нельзя назвать в полном смысле сюрреалистическим (собственно, правоверным сюрреалистом Пикассо так и не стал), но сюрреалистические черты в нем очевидны. Новая любовь Январским днем 1927 года Пикассо увидел на улице девушку. Ее свежее и миловидное лицо приглянулось ему, он подошел к ней и предложил поработать моделью. Девушку звали Мари-Терез Вальтер, j ей было семнадцать лет, и о Пабло Пикассо она никогда не слыхала. Но предложение стать моделью приняла. А через три дня стала и любовницей мастера. Пикассо снял для нее квартиру неподалеку от собственного дома, и долгое время его жена даже не подозревала о том, что у него есть любовница. В 1935 году Мари-Терез родила дочь Майю. Пикассо по- Фотопортрет Пабло Пикассо, сделанный и художником-сюрреалистом и фотографом Э. Радницким (более известен он был под псевдонимом Мэн Рэй). Версия СЮРРЕАЛИЗМ Как течение сюрреалим («надреализм») оформился в начале 1920-х годов во Франции. Термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 году в подзаголовке одного из произведений Гийо-ма Аполлинера, однако основателем и главным теоретиком сюрреализма считается писатель Андре Бретон (1896—1966). Творческий метод сюрреалистов Бретон описывал, как «чистый психический автоматизм, посредством которого устно, письменно или каким-либо иным способом выражается подлинное функционирование мысли». Сюрреализм — это вовсе не высшая степень реализма, как можно было бы решить из названия, но некая «сверхреальность». То, что изображали сюрреалисты, никогда не существовало в реальности (и в этом отличие сюрреализма и от «обычного» искусства, и от многих авангардных течений). При этом, создавая свои образы, рожденные как бы на грани сна и бодрствования, сюрреалисты часто оперировали вполне узнаваемыми предметами или частями предметов — таким образом, ставить их в один ряд с абстракционистами также нельзя. Большую роль в сюрреализме играло понятие «подсознательного». В сущности, художники этого направления стремились именно к тому, чтобы материализовать, объекти вировать «испарения подсознательного», и некоторые — особенно Макс Эрнст и Сальвадор Дали — достигли в этом больших успехов. ж Андре Бретон, основатель и теоретик сюрреализма. ▼ «Танец» (1925) — одна из самых сюрреалистических работ Пикассо. ШП
|