29. Пабло Пикассо, страница 28

29. Пабло Пикассо, страница 28

Итоги

Искусство после Пикассо

Искусство в XX веке менялось и развивалось чрезвычайно быстро. Течения сменяли одно другое; то, что было новым вчера, сегодня уже оказывалось устаревшим. Многие искусствоведы считают, что без Пикассо эти перемены не были бы столь бурными. Испанский гений выпустил из бутылки каких-то особых джиннов, и эти джинны не только произвели переворот в живописи, графике и скульптуре, но и инициировали появление таких видов изобразительного искусства, о которых раньше никто не слышал.

санных полотен, рисунков, почти щеголяющих своей академичностью (к таковым относятся, прежде всего, работы, созданные в период сближения с Ольгой Хохловой). Однако совершенно очевидно, что классическая форма для него — лишь одна из форм, а мимесический «способ творить» — лишь один из «способов творить».

Любопытно: многие из художников, работавших в молодости бок о бок с Пикассо, впоследствии пришли к неоклассической эстетике. Авангард утомил их, года склонили к более понятному и привычному для глаза искусству. Но Пабло Пикассо был неутомим. И в шестьдесят, и в восемьдесят лет он ставил перед собою новые задачи и разрешал их с энергией юноши, только что вступившего на извилистый путь авангардного искусства.

Другое искусство

Вплоть до середины XIX века европейское искусство было относительно замкнутым. В него практически не проникали никакие влияния извне, оно вполне довольствовалось классическими образцами античной древности. Но в 1860-е годы европейцы столкнулись лицом к лицу с японской гравюрой. Это знакомство внесло весьма значительные перемены в европейскую живопись. Под влиянием японских мастеров находились вид-

Новые задачи

Со времен Ренессанса главной задачей европейского художника было как можно более точно повторить натуру. Мимесис, то есть подражание природе, являлся фактически единственным «способом творить».

К концу XIX века этот способ изжил себя, износился. Символисты, постимпрессионисты и многие другие делали более или менее решительные шаги в сторону от него. Но только Пикассо сделал шаг вперед. Нельзя при этом сказать, что мастер «не умел» писать «по-настоящему». Среди его работ много вполне традиционных, мастерски напи-

Пикассо рядом со своими скульптурами.

К]