29. Пабло Пикассо, страница 27Пабло Пикассо I «В двадцать пять лет я мечтал стать самым сенсационным художником мира, и мне это удалось» Сальвадор Дали (1904—1989) Пабло Пикассо был для юного Дали настоящим кумиром. Он обожал его не только потому, что Пикассо являлся, по его мнению, величайшим художником века, но и потому, что он был испанцем. Дали родился в Каталонии, в Фигерасе, но изрядную часть своей жизни провел, как и Пикассо, вдали от родины. Художник довольно долго искал собственный стиль. Собственно, настоящий Дали начался со встречи с сюрреалистами, хотя сам он официально находился в лоне сюрреализма сравнительно недолго. Окончательный разрыв с «Бретоном со товарищи» произошел в 1939 году. Ему способствовали некритические высказывания Дали о Гитлере, его откровенная симпатия к Франко и... банальная жадность. «Долларом» окрестил его Андре Бретон, когда в 1940 году он уехал в США «упрочивать свою славу». С Пикассо Дали роднят, прежде всего, неуемная творческая энергия, космичность мировосприятия и склонность к эпатажу. Но если для Пикассо эпатаж был органической частью натуры, то эпатаж Дали часто выглядит слишком сконструированным, просчитанным. Тем не менее, именно Дали и Пикассо делят вершину Парнаса XX века как первые мастера современного искусства. -\ Мытарства третьего кубиста Хуан Грис (1887—1927) Когда искусствоведы говорят о кубизме, они прежде всего называют два имени — Пикассо и Брак. Редко в одном ряду с ними упоминается еще одно, не менее важное, имя — Хуан Грис. Грис, будучи, как и Пикассо, испанцем по происхождению, приехал в Париж в 1904 году, когда герой нашего выпуска уже успел утвердиться в столице искусства (правда, его «вотчиной» здесь была пока только тесная и холодная мастерская в «Бато-Лавуар», но ждать признания оставалось совсем уже недолго). Пикассо составил протекцию своему земляку, и тот получил в распоряжение комнату в подвале «Бато-Лавуар». В отличие от Пикассо, Грису пришлось прожить в «Бато-Лавуар» не пять, а все пятнадцать лет. «Карьера» Гриса не задалась с самого начала. Болезненно-скромный и требовательный к себе, он почти никому не показывал своих работ и только в 1912 году подписал контракт с маршаном Д. Г. Канвейлером. Но в 1914 году Канвейлера, который был немцем, выслали из Франции. Когда он вернулся после войны в Париж, он нашел своего «подопечного» в ужасающем состоянии. Годы в сыром подвале, напряженная работа и недоедание сделали свое дело: весь остаток своей жизни Грис вынужден был бороться с тяжелым легочным заболеванием. Умер он в 1927 году, когда имя Пикассо гремело по всему миру. ЕШ
|