42. Толкиен, страница 22

42. Толкиен, страница 22

Выдающиеся события

имя дракона из «Хоббита» — «Смог» — происходит от германского smugan, то есть «протискиваться в нору». Толкиен впоследствии назвал последнее «дешевой филологической шуточкой». Многие такого рода слова происходили из одного из придуманных Толкиеном языков — например, Тинувиэль, «Соловей ночи», или Гил-Гэлад, «Звездный свет». Их автор подводил под них вполне «научно» обоснованную базу.

Не менее интересно и то, как тщательно выстраивал Толкиен образы своих героев и даже целых народов. Его миролюбивый народец, хоббиты, каждый из которых не выше девятилетнего «человеческого» ребенка, по словам автора, — это «английские крестьяне. Их малорослость отражает свойственную им, по большей части, скудость воображения, но отнюдь не недостаток мужества и внутренней силы». При этом Толкиен признавался: «Я — сам хоббит. Во всем, кроме роста. Люблю сады, деревья, немеханизированные фермы; курю трубку, предпочитаю хорошую простую пищу... люблю и даже осмеливаюсь носить в наше унылое время узорчатые жилеты. Обожаю грибы; юмор у меня простоватый, и даже самые доброжелательные критики находят его утомительным... Путешествую я тоже нечасто». По ходу повествования именно «простоватые» хоббиты удивляют своими подвигами все Средиземье.

По составленным Толкиеном хронологическим таблицам, эпоха Войны Колец разворачивается примерно четыре или пять тысяч лет назад, а ей предшествуют 37 тысяч лет, прошедших от сотворения мира. Война Колец завершается поражением Саурона, но после гибели Кольца Всевластья подходит к концу сила трех светлых колец, и бессмертные эльфы должны навсегда уйти туда, откуда пришли, — за Великое море. Начинается эпоха людей, историческое время.

«Властелин Колец» — своеобразная кристаллизация научных знаний Толкиена. Книга стала настолько популярна во всем мире, что когда университетское сообщество вручало положенные профессору награды и титулы, оно подчеркивало: «Это признание ваших ученых заслуг — а не "Властелина Колец"».

< Иллюстрация к «Властелину Колец». Свечение над троном определяет статус правителя: борьба Света с Тенью — главная тема книги.

ученым, жившим при дворе Карла Великого. Эпизод гибели Боромира, по мнению ряда критиков, перекликается со сценой гибели главного героя «Песни о Роланде». Впрочем, пытаясь отследить такого рода параллели, не стоит забывать, что сам Толкиен резко возражал против поиска в его сочинениях аллегорий и аллюзий.

Гораздо заметнее звучат в книге мотивы мифологии североевропейских народов. Более того, в космогонии скандинавских народов мир смертных людей носит название «Мидгард», то есть «Срединная земля». Из тех же мифов в толкие-новское Средиземье попали многие его народы — прежде всего, гномы.

Да и сам центральный мотив — Кольцо как источник силы, с чьей помощью можно править миром, — придумал не Толкиен. Издревле в человеческом представлении кольца обладали сверхъестественной силой, вокруг них разворачивается сюжет многих легенд.

Подвеска IX века из женской могилы, найденной на территории Швеции. По кольцеобразной форме шлема можно предположить, что изображение посвящено богу Од и ну.

▼ Картина XVI века, изображающая бракосочетание Юноны и Юпитера, богов из римской мифологии. В более древних версиях они заключили союз, когда Юпитер принес Юноне в дар золотые яблоки, но позднее последние заменены кольцом.

Дерзкая попытка

Толкиен не раз говорил, что он не столько «придумывал» историю, сколько восстанавливал нечто, некогда реально существовавшее. Не он первый принялся изобретать имена и географические названия, но до него ни один автор не пытался создать стройную лингвистическую систему наименований.

Любое название в его книгах появилось неспроста. К примеру, «Леголас» на эльфийском языке «синдарин» означает «Зеленый лист», а