52. Исаак Ньютон, страница 16

52. Исаак Ньютон, страница 16

Жизнь и эпоха

I

Финансист

Прощание с Лондоном

В английском парламенте большинство мест принадлежало тори, и потому вигу Ньютону в 1690 году пришлось возвращаться назад в Кембридж. Поначалу он попытался отыскать себе приемлемую должность в столице. С помощью Локка он встретился с герцогом Монмутом, однако тот не пообещал ничего конкретного, ссылаясь на влияние тори. Через некоторое время герцог рекомендовал Ньютона на должность смотрителя Монетного двора и главы привилегированной мужской средней школы Чатерха-ус. Эти попытки обеспечить Ньютона местом не увенчались успехом, и ученый с большой неохотой вернулся в Кембридж.

Нервный срыв

Вскоре психика Ньютона начала давать сбои. Очень сильно повлияла на это приключившаяся с ним беда. Однажды, когда близилась к завершению работа над книгой, в которой излагались результаты его двадцатилетних исследований в области оптики, Ньютон решил сделать перерыв и посетить церковь. Уходя, он оставил на столе рукопись с описанием нескольких тысяч опытов. Вернувшись, ученый увидел, что от этого и нескольких других лежавших рядом манускриптов остался только пепел: их спалила оставленная горящей и упавшая на бумагу свеча. По словам студента, видевшего Ньютона после этого инцидента, тот выглядел «так, словно вот-вот сойдет с ума». Только через месяц Ньютон пришел в себя, но и после этого он оставался полностью деморализованным. С той поры ученый навсегда потерял желание продолжать исследования в этой области и с головой погрузился в занятия алхимией.

С 1693 года у Ньютона стали медленно проявляться признаки умственного расстройства: возникали галлюцинации, провалы памяти. В такие минуты он иногда посылал грубые письма друзьям, порой приводившие к разрыву дружеских отношений. Так, например, Лок-ку Ньютон писал: «Когда мне рассказали, что Вы больны и не выживете, я ответил, что будет лучше, если Вы умрете». В письме к Пепису он заявил, что «должен отказаться от знаком-

та

< На Монетном дворе чеканкой монеты занимались 300 рабочих при помощи 50 лошадей. Благодаря надежным механизмам Монетный двор бесперебойно обеспечивал монетой всю Англию.

Ныне выведенная из обращения английская банкнота достоинством в один фунт стерлингов с изображением Ньютона.

ства с Вами и не видеть ни Вас, ни кого-либо из остальных моих друзей». Через два месяца, когда Пепис при встрече пригласил Ньютона сыграть в кости, не упоминая о полученном письме, Ньютон охотно откликнулся и при этом вел себя так, будто злополучного письма не было вовсе. Когда кризис миновал, он получил теплое письмо от Локка, который писал: «Я буду рад помочь вам всеми доступными мне средствами».

Благодаря помощи друзей Ньютон окончательно поправился. В 1696 году Монтегю, став-

Всрсия

УЧЕНЫЕ-ЕРЕТИКИ

В средневековой Европе власть рим-ско-католической церкви была абсолютной. Люди, посмевшие усомниться в церковных догматах, отдавались под суд инквизиции, и если он находил их виновными, несчастных сжигали на костре как колдунов, вступивших в контакт с дьяволом. «Колдунами» и «ведьмами» называли в то время всех, обвиненных в ереси, и ученые не были исключением из этого правила.

Хорошо известно, что инквизиция преследовала Галилея, принявшего гелиоцентрическую теорию Коперника. Во время суда он спас себе жизнь, обязавшись

^ Людей, признавшихся под пытками в колдовстве, казнили. Виды казни были различными, включая сожжение на костре, утопление или повешение.

никогда впредь не повторять подобную ересь. Джордано Бруно, другой известный итальянский ученый и философ, не отказался от своих убеждений и в 1600 году взошел на костер.

Помня об этом, можно только радоваться тому, что Ньютон родился в стране, не находившейся под контролем римско-католической церкви. Трудно сказать, что стало бы с этим ученым, не слишком скрывавшего своего неверия в Троицу.

Заниматься научными исследованиями было небезопасно: изучая явления окружающего мира, ученые нередко приходили к выводам, противоречащим идее Бога или догматам христианства. Ньютон, в зрелом возрасте отдававший основные силы богословию и алхимии, с точки зрения христианской церкви являлся именно еретиком.

Инквизицию в большинстве стран Европы упразднили в XVIII веке, однако в Папской области ее ликвидация произошла лишь в 1859 году. В 1983 году папа римский Иоанн Павел II от имени католической церкви признал обвинения Галилея в ереси неосновательными.