55. Жан Анри Фабр, страница 21

55. Жан Анри Фабр, страница 21

Фабр за работой в Сериньян-дю-Конта.

что есть в научной прозе, с доступностью изложения.

Но так как Фабр не был вхож в университетские круги и в его книгах отсутствовал справочный аппарат, первый признак серьезной научной литературы, то академический мир не признавал работ энтомолога. В ответ Фабр выпускал очередные тома «Энтомологических воспоминаний», не ища его одобрения.

«Воспоминания» нашли своих читателей благодаря прекрасному литературному стилю Фабра. Он писал в непринужденной — почти разговорной — манере, делая свои мысли понятными для аудитории. Читая книги Фабра, представляешь себе немолодого преподавателя, стоящего перед аудиторией и с увлечением рассказывающего о мире насекомых. Работая над «Энтомологическими воспоминаниями», ученый постарался писать просто и понятно, что, по его мнению, не было свойственно трудам академических ученых.

Не в последнюю очередь из-за легкости изложения «Энтомологические воспоминания» имели долгую жизнь и неоднократно переиздавались во многих странах мира. Видные литераторы — например, Ромен Роллан — хвалили труд Фабра. Виктор Гюго, к примеру, назвал ученого «Гомером насекомых». Конечно, книга по энтомологии не может являться высшим образцом литературного творчества, но фабровский стиль в сочетании с информативностью нравится читателям.

Антропоморфизм

Отличительной чертой прозы Фабра является наделение насекомых антропоморфными чертами: автор пишет так, будто доподлинно знает, что происходит в сознании насекомого. Например, он рассказывает, как зовет на помощь пойманная цикада, или пространно повествует, как навозный жук скатывает экскременты других животных в шарик и толкает его к гнезду. К несчастью, на пути жука возникает крутой подъем. И тут Фабр начинает подбадривать навозника, изо всех сил старающегося затолкать вверх свой шарик. Кажется, что автор обращается

ЕЯ