65. Федор Достоевский, страница 24

65. Федор Достоевский, страница 24

Исторические параллели

На перекрестке

Творчество Достоевского представляет собой один из самых оживленных перекрестков мировой культуры. Михаил Бахтин, впервые заговоривший о «многоголосости» произведений писателя, назвал его романы «романами идей». Причем идей самостоятельных, вступающих друг с другом в равноправные отношения. Эти идеи дали начало нескольким значительным философским системам и продолжают увлекать писателей, художников, музыкантов, режиссеров. И, разумеется, читателей.

Гений эпохи Ренессанса

Рафаэль (1483—1520)

По свидетельству А. Г. Достоевской, ее муж признавал «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля за высочайшее проявление человеческого гения. Осенью 1879 года графиня С. А. Толстая, вдова поэта А. К. Толстого, через своих дрезденских знакомых достала фотографию (в натуральную величину) этого рафаэлева шедевра и подарила ее писателю. Радости Достоевского не было границ. С тех пор «Сикстинская Мадонна» не покидала его кабинета. А. Г. Достоевская вспоминала: «Сколько раз в последний год жизни Федора Михайловича я заставала его стоящим перед этою великою картиною в таком глубоком умилении, что он не слышал, как я вошла, и, чтоб не нарушать его молитвенного настроения, я тихонько уходила из кабинета...»

Рафаэль (собственно: Раффаэлло Санти) — один из величайших титанов Ренессанса. Он родился в 1483 году в центральной Италии, в Урбино, в семье местного художника, служившего при дворе герцога Урбинского. Художественные способности Рафаэля проявились очень рано; уже в документе, датированном 1500 годом, он именуется «мастером». В 1504 году Рафаэль отправился во Флоренцию, где тогда гремела слава Леонардо да Винчи и Микеланджело. Спустя четыре года живописец перебрался в Рим, в «Вечном городе» он выполнял заказы папы Юлия II и сменившего его на папской кафедре Льва X. Здесь в полной мере проявился универсальный характер его дарования: помимо выполнения настенных росписей, Рафаэль участвовал в реконструкции громадного собора св. Петра, занимался охраной античных памятников, работал по частным заказам. Он умер в свой 37-й день рождения и с великими почестями был похоронен в римском Пантеоне.

ШП