65. Федор Достоевский, страница 26Исторические параллели Обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827—1907) С К. П. Победоносцевым Достоевский познакомился в 1874 году, в пору редактирования «Гражданина». Сильная личность будущего обер-прокурора Синода произвела на писателя немалое впечатление. После этого они общались довольно интенсивно. Победоносцев внимательно читал книги Достоевского, не стесняясь иногда давать их автору советы (так случилось, например, с «Карамазовыми»). К этим советам Достоевский внимательно прислушивался. 29 января 1881 года Победоносцев писал цесаревичу Александру Александровичу, который спустя несколько недель стал императором Александром III: «Вчера вечером скончался Достоевский. Мне был он близкий приятель, и грустно, что нет его... Смерть его — большая потеря и для России. В среде литераторов он — едва ли не один — был горячим проповедников основных начал веры, народности, любви к Отечеству». У Победоносцева — недобрая слава отчаянного «консерватора» и «реакционера». Между тем, единственной его мыслью было сохранение великой России, и этой цели он добивался всеми доступными ему средствами. Благо, что положение обер-прокурора Синода и ближайшего советника императора Александра III предоставляло Константину Петровичу великие возможности для управления государственным аппаратом. После революции 1905 года Победоносцев оставил пост обер-прокурора Синода и вскоре умер. За четыре месяца до смерти он писал С. Д. Шереметеву: «Тяжко сидеть на развалинах прошедшего и присутствовать при ломке всего того, что не успели еще повалить...» Последняя работа Победоносцева была посвящена переводу Евангелия. Властительница дум Жорж Санд (1804—1876) Получив известие о смерти Жорж Санд, Достоевский писал в июньском выпуске «Дневника писателя» за 1876 год: «Сколько взял этот поэт в свое время моих восторгов, поклонений и сколько дал мне когда-то радостей, счастья!» И еще: «Жорж Занд одна из самых ясновидящих предчувственниц более счастливого будущего, ожидающего человечество, в достижение идеалов которого она бодро и великодушно верила всю жизнь». «Жорж Санд» — псевдоним. За ним скрывалась баронесса Аврора Дюдеван (в девичестве — Дюпен). Аврора родилась в «смешанной» семье: ее отец был аристократом, а мать — простолюдинкой. Образование девушка получила в монастыре, что было в обычаях того времени. Покинув монастырь, она вышла замуж, родила двоих детей, но спустя восемь лет бросила мужа и стала вести жизнь свободного художника. Ее книги, воспевающие истолкованную в романтическом духе свободу, пользовались громадной популярностью. Слава имела несколько скандальный характер — причиной тому было «общественное» поведение писательницы, которое воспринималось скорее как «антиобщественное». Жорж Санд курила табак; облачившись в мужской костюм, посещала самые грязные кварталы Парижа; не стесняла себя в общении с мужчинами. Ее многочисленные романы сопровождались «ужасными» слухами. В ней было какое-то странное обаяние — не будучи красивой в общепринятом смысле, Жорж Санд кружила головы самым тонким натурам. Среди ее любовников были Альфред Мюссе и Фридерик Шопен. Последние свои годы Жорж Санд провела в собственном имении, в преданных заботах о своих внуках. та |