83. Мария Антуанетта, страница 27

83. Мария Антуанетта, страница 27

Мария Антуанетта

(-^

Лидер якобинцев

Максимильен Робеспьер (1758—1794)

21 июня 1791 года, в день, когда королевская семья была задержана в Варенне, Максимильен Робеспьер произнес в якобинском клубе прославившую его речь. С огромным пафосом он обвинил в контрреволюции все Национальное собрание, официально назвавшее бегство Людовика XVI всего лишь «похищением». Таким образом, Робеспьер сразу же, без оговорок, занял в «вареннском кризисе» крайне жесткую позицию: король бежал сам, а не был похищен; тем самым он — преступник, подлежащий суду. Тот, кто пытается отрицать этот очевидный факт, — контрреволюционер.

Своей бескомпромиссностью Робеспьер привлек к себе внимание левых сил и вскоре возглавил якобинцев. Получивший в народе прозвище «Неподкупный», он вел ожесточенную борьбу с жирондистами, занимавшими более умеренные позиции. Последние пришли к власти после народного восстания 10 августа 1792 года, приведшего к падению монархии и аресту королевской семьи, но не сразу решились на проведение суда над Людовиком XVI. Робеспьер настаивал на казни короля. Выступая на суде, он заявил: «Людовик должен умереть, чтобы жила республика».

В 1793 году якобинцы, захватив власть, изгнали жирондистов из Конвента и организовали революционный террор, затронувший все слои общества. Количество казненных за время якобинской диктатуры людей точно не установлено, но только в период с 20 июня по 27 июля 1793 года в Париже было казнено 1366 человек. Именно якобинцы отправили на эшафот Марию Антуанетту, вдову «Людовика Капета».

Логика террора вскоре привела к тому, что под нож гильотины легли якобинцы, занимавшие несколько иные политические позиции, чем сам Робеспьер. Неудивительно, что через год, 28 июля 1794 года, та же участь постигла самого Робеспьера и его сторонников.

Австрийский писатель

Стефан Цвейг (1881 —1942)

Образ супруги Людовика XVI как легкомысленной и порочной женщины, разбазарившей государственную казну, прочно укрепился как в общественном мнении, так и трудах историков. Австрийский писатель Стефан Цвейг в историческом повествовании «Мария Антуанетта», написанном в 1933 году, напротив, изображает королеву заботливой матерью и любящей женой. Он создал новый, трагический, образ французской королевы. Мастерски работая с документами, Цвейг умел обнаружить в письмах или мемуарах очевидцев психологическую подоплеку. Созданные им исторические портреты зачастую не вполне объективны, но всегда интересны. Это можно сказать и о цвейговском несколько идеализированном образе французской королевы...

Стефан Цвейг родился 28 ноября 1881 года в Вене в богатой еврейской семье. Талант писателя проявился в нем достаточно рано. Уже студентом Венского университета, в возрасте 20 лет, он опубликовал сборник стихов «Серебряные струны», а в следующем году — сборник новелл «Первый опыт».

Талант этого писателя был многогранен. Цвейг блестяще проявил себя в драматургии и журналистике, однако особое место в его творчестве занимают биографические романы и новеллы, посвященные историческим лицам прошлого, а также деятелям литературы и искусства XIX — первой половины XX веков.

До 1934 года писатель проживал в Зальцбурге, но из-за преследований нацистов вынужден был уехать сначала в Англию, а затем в США. Успехи фашистской Германии на начальном этапе Второй мировой войны произвели на него удручающее впечатление. В 1941 году Цвейг уехал в Бразилию, но и там не чувствовал себя в безопасности. 22 февраля 1942 года писатель вместе с женой покончил жизнь самоубийством.

EI