Юный Натуралист 1969-02, страница 25

Юный Натуралист 1969-02, страница 25

if*

вовсю! Ведь на ристалище остались самые сильные, быстрые, выносливые. Теперь уже никто не убегал. Теперь проигравших «порабощали». Соперники старались укусить друг друга за горло. Вот один жеребец падает на колени, и его затылок оказывается под подбородком победителя! Для него кончилась борьба за власть. Возможно, он еще найдет в себе силы для борьбы, но никогда не подойдет к победителю. Но чаще всего я видел, как побежденный совсем выбывал из борьбы.

В конце третьего дня на поле боя остались два бойца. Один — темный, подвижный, сообразительный и неутомимый. Другой — светлый, спокойный и сильный жеребец. Я заметила, что он никогда не убегал от врага. С удивительной «небрежностью» ожидал он атаки, а затем наносил сопернику чувствительные удары... И тогда темный решил нагнать на него страх. Он устроил парад жеребцов! Согнал их всех в одно место, и они прошли мимо него буквально строем. Такого я еще не видела! Он вызывал на бой каждого! Но никто не соглашался, каждый отворачивал голову и шел жевать траву — так, дескать, спокойнее. А светлый в это время стоял вдали и с олимпийским спокойствием следил за происходящим. И уж конечно, не собирался выходить на парад. Командующий парадом был раздосадован и лег на траву. Светлый также решил отдохнуть. Так они лежали, не упуская друг друга из виду. Первым не выдержал темный. Рывком поднялся он на ноги, помчался к сопернику и вызвал его на бой. Нет, он не нападал — никогда не нападают на отдыхающего или безоружного! Бой ведется открыто и честно. Светлый спокойно поднялся. И началось интереснейшее состязание силы, ловкости и страсти. Темный

носился вокруг соперника, а тот почти не двигался, наблюдая за врагом лишь глазами. И тогда темный откинул голову назад и — была не была! — бросился на соперника. Спокойствие светлого как рукой сняло! Он мужественно оборонялся. Лошади встали на дыбы, осыпая друг друга мощными ударами передних копыт. Но и на четвертый день никто из них не сдался. Тогда темный снова устроил парад. Теперь он проскакал вдоль колонны, тыча каждого головой, и снова все отказывались от борьбы и отскакивали в сторону. Темный показал сопернику свою силу и повеселел. Снова бросился он на него, а тот, как и прежде, был спокоен. Но решающей схватки не произошло. Светлый не сделал ни одного шага, не уступил ни метра земли. Нет, он не проиграл, он просто и с достоинством уступил трон сопернику. Темный стал «йеху» — главным! Мирный исход боев все стадо отметило совместным обедом на лугу. Темный сразу вошел в свою роль. Царственным взглядом окинул он подданных. Если ему не нравилось чье-либо поведение, он быстро усмирял нарушителей спокойствия.

После боя я взяла сумку с сахаром и вошла в стадо. Жеребцы обступили меня, стали хватать зубами за рукава. Я испугалась. Но тут примчался темный. Он быстро разогнал' всех и «освободил» меня. Теперь я находилась под защитой «Его Величества». Впрочем, король был бескорыстен и благороден. Он никогда не брал больше трех кусков сахара...

Прошло десять дней. Я простилась с «йеху». Долго еще виднелся его 'илуэт на фоне вечернего неба.

Маргарет ВУНШ

Перевод с немецкого

■iiiiiiiniinimiiHiiiiiiimnniiniiiiiiiiiiiuiiiiiiiiiiiiiiiiifiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiniiiiiiiiiiiT

Скульптура отображает борьбу человека и природы. Кони со стороны леса не объезжены. Человек их еще не подковал, не покорил. Кони со стороны города уже подкованы. Человек уверенно ведет их под-уздцы.

Эту прекрасную композицию создал П. К. Клодт. Сотни коней заставил он вздыбиться на специальном помосте перед своей мастерской. Бесчисленное ко

личество набросков и эскизов выполнил скульптор, прежде чем удалось отобрать необходимые модели, схватить, запечатлеть нужные позы.

Бронзовых коней Клодта знают во всем мире. В свое время две копии их были подарены прусскому королю и установлены перед его дворцом в Берлине. Две другие копии получил в подарок король обеих Сицилии. Они красуются в

Неаполе, на улице Сан-Карло.

П. К. Клодт был первым русским скульптором, который начал изображать животных. Он изображал не только породистых коней и не в парадных позах, как это де.пали другие скульпторы. У Клодта можно увидеть деревенских сивок и тяжеловозов, лохматых фински - лошадок, изможденных кляч и жеребят. Его лошадки пасутся, пьют во-